Самыми активными на парламентских выборах в Беларуси выступают всего три партии. А что же остальные?

Парадокс партийной жизни

Избирательная кампания продолжается. Сформированы окружные и территориальные избирательные комиссии, идет процесс выдвижения потенциальных кандидатов на депутатские места. Но даже на этом, далеко не основном, этапе уже виден явный парадокс.


На стадии выдвижения своих представителей в избиркомы наибольшую активность проявляли политические партии и общественные организации. Это отметил и Центризбирком: около 50% выдвиженцев были представителями гражданского общества. Но после завершения срока выдвижения оказалось, что партийную активность сменила организационная нерасторопность.

Самыми активными в этот период оказались всего три партии: КПБ, ЛДП и Белорусская партия левых «Справедливый мир». А вот ОГП, например, во все семь территориальных комиссий выдвинула только одного человека. По весьма прозаической причине — опоздала с подачей протоколов. Встречались и неправильно составленные партиями протоколы, иные оргпросчеты. Руководителя КПБ Игоря Карпенко в связи с этим возмущает даже не столько нерасторопность его отдельных партийных коллег, сколько их попытки переложить собственные недоработки на других:

— Якобы кому–то не дали возможности войти в окружные и территориальные избиркомы. Но если партия не может правильно оформить документы и даже указать орган, который выдвигает представителей, то это что? Проблема власти или все–таки проблема организационной структуры партии? Вот конкретный факт. Партия БНФ выдвигает представителя «в комиссию Юго–Западного избирательного округа № 99». Но такого округа не существует. Есть окружная избирательная комиссия Юго–Западная № 98 и Грушевская № 99. Так куда его выдвигали?

Политический аналитик Петр Петровский причину несостоятельности большинства наших партий видит в них самих. При этом обращает внимание на важный момент:

— В отличие от Беларуси в большинстве стран Западной Европы центральные и участковые избирательные комиссии формируются министерствами внутренних дел. Туда вообще не допускаются никакие представители общественных объединений и политических партий. И никаких претензий по этому поводу ни партии, ни объединения не высказывают. У нас же объективно открытый процесс формирования избиркомов. Однако большинство партий и объединений не могут представить компетентных представителей. Или же число таких представителей ограничено, а биография многих из них оставляет желать лучшего, т.е. «выдвигают» людей ранее судимых и т.п. Безусловно, это не нравится общественности и это нельзя не учитывать.

Играет свою роль и общая проблема: традиционно низкий уровень общественного доверия к партиям, говорит аналитик. Отсюда и «апартийность» выборов:

— Вместо того чтобы улучшать свой рейтинг и работать с обществом, некоторые партии предпочитают «работу» с зарубежными политиками. По моему мнению, наши политические партии должны дистанцироваться от «спонсоров», стать самостоятельными, в том числе в финансовом смысле. И работать с населением. Это и будет фактором роста их рейтинга.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 128 (25010). Среда, 6 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter