Наш корреспондент испытала на себе, чем россияне заменили чужие курорты в эпоху пандемии

Парадные в масках

Куда можно недорого съездить на выходные или большие праздники без последствий  (десятидневного карантина)? В период пандемии выбор у нас небольшой. Например, Россия, куда белорусские турфирмы робко начинают возобновлять направление. Правда, главная цель — не туризм, а лечение и оздоровление. Для этого российские партнеры оформляют специальные приглашения. Корреспондент «СГ» записалась на автобусный тур в Санкт-Петербург и за три дня убедилась, что у путешествий в пандемию есть и плюсы.

Из-за коронавируса билеты в Эрмитаж рекомендуется брать по интернету и двигаться в музее по определенным маршрутам.

Спрос на поездки пока невысок, поэтому в автобусе без всяких доплат мне досталось два места. Это позволило с комфортом пережить 14 часов в дороге. Прежде выходило меньше, но маршрут из Минска сейчас пролегает через Витебск: неподалеку организованный россиянами пункт пропуска. Около полуночи пристроились в хвосте еще одного автобуса. Представитель турфирмы заранее раздала всем необходимые документы. Вопросов не возникло, но пограничники методично занесли в базу наши адреса и телефоны. Оформление заняло примерно час, из автобуса пришлось выйти на мороз. На обратном пути все оказалось проще: на выход попросили только единственного в группе россиянина, у белорусов же паспорта посмотрели прямо в салоне автобуса. 

Стартовала программа с самых знаменитых пригородов северной Венеции — Стрельны и Петергофа. По дороге узнали, что в допетровские времена море русским было как-то без надобности в целях отдыха. Не рвались они на пляж, тем более балтийский. Петр «воспитал» и эту привычку, в память о чем в Стрельне установили скульптуру «Царская прогулка». Белорусы по морю явно соскучились. Любовались солнцем и льдом. На берегу Финского залива дежурил катер на воздушной подушке. Рыбак прошел только один, но спасатели начеку. 


Петергоф летом осаждают толпы туристов, в обычные годы нечего и думать, чтобы попасть в царские покои быстро: ожидание в очереди занимает полдня. В марте все оказалось проще. Правда, некоторым пришлось снова выбежать на мороз к автомату с масками и перчатками: без них во дворец теперь не пустят и особ королевской крови. По шикарному паркету из дорогих пород дерева русского Версаля мы зашаркали в бахилах. Целиком комнаты российских царей открыли после реставрации для посетителей всего несколько недель назад, так что прикосновение к роскоши стало настоящей удачей. Но: в перчатках! Самым необычным оказался при этом скромный дубовый кабинет Петра I.

Санкт-Петербург, несмотря на пандемию, живет и бурлит. Кафе и магазины забиты, в том числе туристами из других городов. Объявления на парадных напоминают о ношении масок, но не все следуют рекомендациям. Попробовала попасть на открывшуюся накануне выставку «Преображенная природа» в корпусе Бенуа Русского музея — в кассе не оказалось билетов. Повезло только тем, кто забронировал время заранее по интернету. 

Ослепительное солнце, свежо, а на стрелке Васильевского острова мимо нас мелькает молодежь: девушки и парни бегут отдельно, приветствуют со смехом. Оказалось, культурная столица — это еще и второй в стране город по количеству марафонов. Есть здесь не только спорт­смены, но и люди рисковые. На наших глазах парень в кроссовках двинулся по тропинке через Неву к Петропавловской крепости. Нога ушла под лед, а он вытащил ее — и дальше.

Пандемия не мешает питерцам устраивать пробежки на стрелке Васильевского острова.

Из Петербурга направились в Карелию. Расскажу о новинке. За год карантина россияне не растерялись и раскрутили экскурсию в Карелию, в горный парк «Рускеала». Знаменит он изумрудно-зеленым карьером, где добывали мрамор. Финляндия с резиденцией Санта-Клауса оказалась для туристов недоступной, поэтому, видимо, решили создать аналог. Правда, ехать от Северной столицы больше 300 километров, половина дороги извивается по пригоркам. В одну сторону 5—6 часов. Примерно на середине пути небольшая передышка в крепости «Корела», где томилось немало известных узников, например семья Емельяна Пугачева. Летом можно погулять по местам, где снимали «А зори здесь тихие…». В прошлый теплый сезон, по словам гида, за день сюда приезжало до 60 автобусов. Сложно представить, что творилось тогда, если и сейчас, в пандемию (!), в трех кафе и ресторанах, туристических магазинах не протолкнуться. Народ пробует форель горячего копчения и финские калитки (пресные булочки с рисом или пшенной кашей), закупается шунгитом, деревянными поделками, вареньем из морошки. Одни рассматривают узоры на мраморе, другие катаются по троллее на «тарзанке», третьи вслушиваются в песнопения подземного озера... 


В горном парке «Рускеала» привлекают туристов мрамором и катаниями на санях и «бананах».

Почта России оказалась закрыта, зато в Дом ангелов — очередь. Развеселил «банан», который мы обычно видим на южных пляжах. Россияне до весны катают на нем туристов, прицепив к снегоходу. Лошадка с ямщиком тоже ждет своего туриста. Но, положа руку на сердце, поехали бы вы любоваться Браславскими озерами зимой? То же и здесь. Водопады и изумрудная вода скрыты подо льдом и снегом. Но гости, достоявшись в очереди и взяв пунш с фирменной питерской корюшкой и карельской форелью, уезжают довольные. 

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter