Пар над магистралью

Чем реже горожане его видят, тем лучше отремонтированы тепловые сети От аварий не застраховано ни одно производство — техника или оборудование, какое бы оно не было совершенным, иногда подводит. Случаются аварийные ситуации и на тепловых сетях. В межотопительный период — это полбеды, беда — когда трубы рвет зимой. Поэтому, чтобы не оказаться в холода без тепла и горячего водоснабжения, теплоэнергетики именно летом проверяют и ремонтируют коммуникации. А поскольку обнаружение слабых мест трубопроводов производится методом гидравлического испытания на прочность и плотность (опрессовки), т.е. под высоким давлением, то, случается, и улицы затапливает.

Недавно произошло повреждение на транзитной магистральной сети на столичной улице Осипенко. Трубу диаметром 800 миллиметров прорвало на зеленой зоне. Авария была быстро локализована, поэтому беды не случилось. Во время ремонтных работ выяснилось, что причина аварии — недоработки строителей. Дело в том, что эта теплотрасса перекрывалась газопроводом. Так вот, газовики, прокладывая газопровод и проходя через перекрытие тепломагистрали, “забыли” про гидроизоляцию трубы теплотрассы. Прошло время, и то уязвимое место под высоким давлением не выдержало.
— Подавляющее большинство повреждений в тепловых сетях происходит из-за недоделок строителей. Это мое твердое убеждение, подтвержденное на практике, — говорит начальник сетевого района № 8 Минских тепловых сетей Семен Юзифович. — Увы, не все работы, которые производят строители, можно проконтролировать. А если они где-то схалтурили, то потом это обязательно аукнется. Вспоминается история в российском Нерюнгри, где мне пришлось работать. 16 января 1986 года там случилась крупнейшая авария на теплосетях. Строители в свое время поставили неподвижную опору — громадную такую железобетонную конструкцию — на стыке двух прокладок сетей. С одной стороны шла наземная прокладка с одним типом компенсатора, с другой стороны — подземная с другим типом - использовался компенсатор сальниковый . На эту опору оказывались разные усилия с обеих сторон. Но бетон, державший эту опору, как потом оказалось, не застыл, а просто замерз. Никто не удосужился это проверить. Когда включили теплотрассу, бетон потихоньку разморозился, опора развалилась и теплосеть разорвалась.
— На Севере климат суровее, может, поэтому там больше ошибок допускают?
— Да, у нас в Беларуси климат мягче, но ошибок строителей, поверьте, не меньше. С начала нынешних опрессовок выявлено около 10 повреждений на транзитных  трубопроводах диаметром от 1000 до 1400 миллиметров. И это я не считаю те незначительные повреждения, которые обнаружены, скажем, на дренажных ответвлениях, где трубы меньшего диаметра. Но были и серьезные повреждения. Например, повреждения транзитного трубопровода во время испытаний в районе завода “Амкодор”. Там в свое время скользящая опора была сооружена с отступлением от норм и правил. Трубопровод был построен 27 лет назад, и вот теперь почти через три десятилетия халатность строителей обернулась аварией. А если бы все было сделано как надо, то труба простояла бы еще минимум лет десять. Бывает и того хуже. Транзитный трубопровод на улице Берута продержался всего 15 лет. Разорвало его из-за плохой стыковки плит, да и гидроизоляция тоже была неважная. Попадание воды на трубу привело к коррозии, и она не выдержала испытания давлением в 30 атмосфер. А ремонт транзитных тепломагистралей — дело сложное в технологическом плане. Но привести их в порядок — это наша обязанность.
Резкость в суждениях Семена Юзифовича оправданна, ибо это мнение человека, более 30 лет проработавшего в этой системе и прошедшего многие ступени служебной лестницы. Начинал он свою трудовую биографию после службы в армии слесарем в Минских тепловых сетях. После окончания вечернего факультета БПИ по специальности промышленная теплоэнергетика стал начальником смены. Но был молод, хотелось романтики, а потому и поехал с семьей в Нерюнгри, где  строилась мощная ГРЭС, ставшая впоследствии флагманом энергетики Дальнего Востока. Естественно, создавались там и тепловые сети. Поработал несколько месяцев мастером, старшим мастером, и тут Юзифовича вызвали в горком партии, чтобы утвердить на руководящую должность. С первым секретарем у них состоялся такой диалог:
— Ты знаешь, что здесь каждую зиму полгорода перемерзает?
— Перемерзало, Иван Иванович.
— Откуда ты такой уверенный?
— Из Минска.
— Так у вас же зимы нет.
— Хватает зимы и там, разве что она короче, чем на Севере. И это не имеет значения, поскольку принципы работы что в Нерюнгри, что в Минске одни и те же.
Семена Юзифовича назначили начальником сетевого района. И слово свое, что город больше мерзнуть не будет, он сдержал. А спустя шесть лет пришлось вернуться в Минск — суровый климат Севера сказался на здоровье дочери. Зато какой опыт был приобретен! И он очень пригодился, когда Семен Юзифович возглавил сетевой район № 8, который существует 20 лет.
Вообще-то раньше это была котельная завода вычислительной техники. Но когда встал вопрос, что она должна войти в систему пиковых источников и работать совместно с ТЭЦ-4, ее передали на баланс Минских тепловых сетей. Со временем и в связи с расширением города в западном направлении котельная превратилась в крупнейший сетевой район столицы. Ему были переданы семь из восьми транзитных тепломагистралей, связывающих ТЭЦ-4 с пиковыми водогрейными котельными “Орловская”, “Харьковская”, “Масюковщина”, “Западная”, осуществляющих теплоснабжение потребителей Центрального, Советского, Фрунзенского, Московского районов Минска. Предприятие обслуживает еще и 7 участков распределительных сетей, снабжающих теплом потребителей микрорайонов Запад, Кунцевщина, Красный Бор, Сухарево. А все вместе — это едва ли не половина города. Кроме того, на его балансе пиковая водогрейная котельная “Западная”, две понизительные насосные станции, установленные непосредственно на тепловых сетях, и одна теплофикационная насосная на котельной “Западная”. Хозяйство немалое.
— Нам передали все транзитные тепломагистрали, за исключением 45-й, — говорит Семен Юзифович. — Многие из них были в неважном состоянии, а та тепломагистраль, которая проходит под проспектом Победителей, так и вовсе в аварийном. В течение года мы заменили там всю дренажную систему, привели в порядок другое оборудование на трубопроводах.
Почему такое незавидное “наследство” досталось? Просто в других сетевых районах первостепенное значение уделялось эксплуатации распределительных сетей, которые обеспечивают теплом именно жилые массивы. Но разве транзитные тепломагистрали менее важны? Аварийный вывод из работы, к примеру, тепломагистрали № 41А или 41Б приведет к невостребованности двух третей теплофикационной мощности Минской ТЭЦ-4 и розжига всех котельных. Но работа котельных на изолированном от ТЭЦ-4 контуре не позволит обеспечить нужное качество теплоснабжения в условиях низких температур наружного воздуха из-за дефицита мощности. Так что работа транзитных сетей существенно влияет на производственные показатели ТЭЦ-4 и в целом на экономику энергосистемы.
Штат сетевого района № 8 — 87 человек. Он заполнен, но, как считает руководитель предприятия, недостаточный. Надо бы, например, усилить участок тепловых сетей, потому что, по мнению Семена Юзифовича, те промежутки времени, которые отводятся на ремонт теплосетей, не совпадают с возможностями предприятия. Городские власти постоянно требуют сокращать сроки отключения горячего водоснабжения. Но это должно подкрепляться материальными и людскими ресурсами.
По мнению Семена Юзифовича, чтобы свести к минимуму периоды отключения горячего водоснабжения, нужно сети закольцевать. Это значит один и тот же участок запитать с разных сторон. Работа колоссальная по объему и требующая очень больших денег. Но чего нет, того нет. Поэтому надо быть реалистами: сегодня физически теми силами, которые имеются, очень непросто в отведенные короткие сроки качественно выполнить ремонт тепловых сетей. Здесь на первый план выходят люди, профессионалы в прямом смысле слова. Это слесари А.В.Гороховик, П.Б.Ярошко, Д.Н.Кленицкий, В.В.Сыроежко, Е.А.Курленя, В.И.Шагов, электрогазосварщик О.Я.Рыбак, мастер Д.Н.Василенко. В общем все работают с полной отдачей и пониманием важности выполняемой работы.
Ладно бы плановая работа — замена комплектующих того или иного оборудования. Но ведь во время испытаний выявляется множество неожиданных повреждений, которые нужно оперативно устранять. Сил на все у предприятия порой просто не хватает. Поэтому не мешало бы пересмотреть концепцию всей этой работы. То есть не просто строить новые сети, а изыскать возможности для закольцовки уже существующих, более активно внедрять установку нового оборудования — шаровую арматуру, сильфонные компенсаторы, предварительно изолированные трубы.
Однако, несмотря на разного рода трудности, сетевой район № 8 старается и уложиться в сжатые сроки, и выполнить работу качественно. В этом году предприятием запланирована реконструкция части тепломагистрали № 43, где труба имеет диаметр 1000 миллиметров, капитальный ремонт части тепломагистрали № 42 с трубой 1400 миллиметров. Это очень серьезные участки. Что касается тепломагистрали № 50, то один ее участок уже переложен, впереди перекладка еще одного. На котельной “Западная” идет ремонт котла № 5 и дымовой трубы № 1. Планируется ремонт самого здания котельной, поскольку оно и продувается, и промокает. Скорее всего, здание будет “одето” в металлический профиль. Также устанавливается новое импортное оборудование, построены дополнительные опрессовочные узлы, которые позволят проводить испытания сетей не только от ТЭЦ-4, но и от других источников.
Серьезно относятся здесь к вопросам экологии, ведь предприятие расположено в черте города. Та система очистки вод, которая сегодня действует в сетевом районе № 8, уже никого не устраивает. Поэтому ведется разработка станции, где будут очищаться стоки, загрязненные мазутом, который используется. А вот с выбросами из труб проблем нет и сегодня — по уверению руководства предприятия, они гораздо ниже нормативных. Так что горожане на этот счет могут быть спокойны. 


УНП 100071593

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter