Можно ли позвонить на МКС?

«Папа, ты видишь мою собачку?»

В одном из залов московского Музея космонавтики есть игрушечный красный телефон. Его когда-то, еще на заре пилотируемой космонавтики, передали Сергею Павловичу Королеву дочки Юрия Гагарина, «чтобы связь с космосом всегда была стабильной»! Генеральный конструктор сделал все, что в его силах, и хранил подарок девочек. Теперь эта ставшая уже исторической игрушка — самый настоящий музейный экспонат. А мечта дочерей первого космонавта Земли сегодня стала реальностью.

Чтобы связь с космосом всегда была стабильной.

Космонавты, работая по полгода на орбите, имеют возможность звонить домой каждый день, а иногда и по несколько раз — если выпадает свободная минутка. Я уже рассказывала, что еще во время первого полета Олега записала в телефонную книжку номер, с которого он звонил, как «звонок из космоса». Во втором полете появился «звонок из космоса 2». Сейчас же каждый день на экране моего телефона высвечивается надпись «звонок из космоса 3». И в каждом полете номера эти разные!

«Космическая» связь устроена таким образом, что я, да и вообще никто на Земле, не могу позвонить на МКС. Кстати, на прошлой неделе российские СМИ буквально лихорадило: они дружно перепечатывали информацию о том, что «космонавту Олегу Новицкому на МКС дозвонились телефонные мошенники». Как только это прочитала, сразу отправила скрины мужу, и мы с ним посмеялись.

На самом деле журналисты, как это часто с ними бывает, просто не так поняли слова моего мужа, вернее, не так интерпретировали их. Говоря о телефонных мошенниках, супруг имел в виду, что ему поступали подобного рода звонки, когда он еще находился на Земле, до старта. Между прочим, свои телефоны космонавты перед полетом оставляют дома — и Олег не исключение, в космосе они им без надобности.

Но вернусь к Музею космонавтики. Наши семейные фотографии тоже представлены на одной его экспозиции, повествующей о том, как космонавты во время полета общаются с семьей по видеосвязи. И даже приведены цитаты из моего «Дневника…». Узнала об этом от своей приятельницы Лены Костюк (мы вместе служили в Буденновске). Она учительница и ходила как-то со своим классом на экскурсию в Музей космонавтики, там и увидела наши фото. А недавно, когда меня пригласили туда на интервью, я и сама смогла их увидеть.


Журналисты частенько спрашивают и Олега, и меня, как мы с ним общаемся во время полета. Да и на различных встречах этот вопрос обязательно звучит. И многие удивляются, когда узнают, что космонавты могут позвонить на Землю с борта МКС. Я всегда говорю: чтобы муж мог позвонить мне с орбиты, должны выполниться три условия. В этот момент у станции должна быть связь с Землей, у Олега должно быть свободное время в его плотном графике и желание позвонить. Много раз бывало, что он звонил всего на полминутки или на минутку в перерывах между делами, просто, чтобы узнать, как у нас дела. Я отвечала, что все хорошо, а он говорил, что полетел дальше работать. И все… Просто услышали голоса друг друга…

А например, Владимир Васильевич Коваленок, когда брала у него интервью, рассказывал, что во время его полетов семью раз в неделю приглашали в ЦУП на сеансы связи. Поначалу была только радиосвязь, а потом появилось и видео. А по этому поводу вот какая интересная история. Во время его третьего полета к ним на встречу пришли Ирина Понаровская и Игорь Лученок. А у космонавтов отказала приемная видеокамера, то есть Земля их видела, а космонавты Землю нет. Была весна, май. И, зная характер Ирины Понаровской, Коваленок подумал, что она пришла в ярком платье. И сказал: «Ирина, какое весеннее красивое платье!» И, представляете, угадал. А экипаж на станции тогда выращивал орхидеи. Он повернул камеру к оранжерее и произнес: «Дарим вам этот цветок».

В ЦУПе на тот момент уже знали, что космонавты их не видят. Но сеанс экипаж провел просто великолепно. И после его завершения специалисты прислали радиограмму экипажу: «Вам присвоено звание заслуженных артистов ЦУПа».

У нас недавно тоже была похожая ситуация. Сейчас над Москвой вечерние пролеты МКС, и я каждый вечер (когда ясное небо) смотрю на нее. Среди недели, поскольку пролеты поздние, Рита уже спит, а в выходные я ей разрешаю лечь попозже, и мы вместе «наблюдаем за папой». И вот в прошлые выходные, увидев на небе яркую фасолинку, Ритуха начала махать руками и выкрикивать: «Папа, папа!» А потом спросила: видит ли он ее? Мы ответили, что, конечно, видит. Тогда она решила показать ему свою новую игрушку, которую ей на днях подарила директор Музея космонавтики Наталья Витальевна. Подняла ее над головой со словами: «Папа, ты видишь мою собачку?» Я тут же написала Олегу на электронку, что мы наблюдаем, как он летит над нами, а Рита показывает ему собачку. И чтобы завтра, когда он позвонит нам, сказал ей, что видел все это. И вдруг муж позвонил. Оказалось, он заранее посмотрел время, когда будет пролетать над Москвой. Я успела ему шепотом пересказать то, о чем писала. Он быстро сориентировался: «Ритуха, я вижу, как ты машешь мне!» А я тут же попросила ее: «Подними повыше свою маленькую черно-белую собачку, покажи ее папе!»

«Ой, а что у тебя в руках? — продолжил Олег. — Игрушка? Подожди, попробую рассмотреть какая. Вроде похоже на маленькую собачку!» Рита так радостно смеялась и была в полном восторге от происходящего. Да и мы тоже. А Яна потом сказала папе, что мы присваиваем ему звание заслуженного артиста семьи Новицких.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter