Почему родители делают домашнее задание вместо своих детей

Папа решает, а Вася сдает

Помните старую детскую песенку про Васиного папу, который силен в математике? Ничего не меняется. Последние исследования показывают: каждый второй родитель время от времени делает «домашку» за своего ребенка.



В российском опросе участвовали более 8.000 мам и пап, у 67% из которых отпрыски учатся в начальной школе. Результаты впечатляют. Среди предметов, с которыми ученикам не справиться самостоятельно, родители назвали математику (72%), русский язык (70%), иностранный язык (50%) и даже чтение (36%). Каждый пятый также признался, что помогает своему чаду с природоведением. А что у нас?

Помогаете ли с домашними заданиями? Во время импровизированного опроса «СБ» родители школьников один за другим отвечали: постоянно! Причем ситуация выглядит так: приходят с работы и еще несколько часов вместе страдают над «домашкой» по математике или физике. Один папа даже пожаловался: «Что я! Некоторые задачки учителя сами решить не могут!» Но больше всего, похоже, задействованы родители в заданиях по рисованию и труду, где нужно клеить, вырезать или шить. С одной стороны, хорошо, живой пример для ребенка, а с другой — ведь многие даже не пытаются как–то поддержать его в самостоятельном поиске решения, говорят, нервов не хватает, проще сделать самому. К счастью, так настроены не все. Минчанин Александр, папа учениц 6–го и 8–го классов, утверждает, что ни разу не писал упражнения за дочек:

— По математике или физике заставляю логически выйти на правильное решение. Подсказываю и с английским, особенно если нужно сделать какую–то презентацию или задание по ссылкам в интернете. Даже по трудам дочки все делают сами, а супруга только предоставляет швейную машинку, материал, показывает, как шить. По моему опыту, особенно нужна помощь в 3 — 5–х классах. Потому что у первоклашек и второклашек все просто, разве что много различных поделок. А в старшей школе дети уже учатся так, какой базис ты им заложил.

Через час после завершения урока ученик может воспроизвести лишь около 44% информации, через 2,5 — 8 часов — только 28%. Через 10 — 12 часов то, что он услышал на занятии, без повторения может и вовсе выветриться из головы.

Не решать за ребенка, а подсказать ему, как это лучше сделать, — идеология далеко не всех родителей, подтверждают и учителя. Даже по языкам и литературе в домашних заданиях частенько видна мамина или папина рука. Тем более при выполнении творческих заданий. Поэтому, по словам Анастасии Гончаровой, учительницы русского языка и литературы минской гимназии № 38, такие работы приходится выполнять в классе, ведь учатся дети, а не родители.

Почему взрослые так спешат подставить плечо с «домашкой»? У школьных психологов несколько ответов на этот вопрос. Одна из причин — страх, что ребенок не справится, скажем, с сочинением на должном уровне, а учитель решит, что он глупый или ленивый. Да и хочется же показать: сын или дочка самые–самые, а рисуют получше Пети или Кати. Вот только выполняя задание вместо ребенка, родители не понимают, что тем самым обесценивают его усилия и умения, в будущем это чревато низкой самооценкой, «комплексом отличника» и прочими психологическими неприятностями. Любопытно, что такая медвежья услуга отражается и на взаимоотношениях в детском коллективе: не нужно думать, будто Петя или Катя не поймут, почему рисунок их одноклассника получился лучше...

В точных науках, к сожалению, слукавить с «домашкой» ученики умудряются и без помощи родителей. Учитель математики и информатики жлобинской СШ № 10 Анатолий Сафонов отмечает, что сейчас в интернете с лихвой хватает решебников по учебникам, особенно по математике. Школьник просто находит ссылку на нужное упражнение и получает решение, причем не всегда обоснованное.

ИНФОГРАФИКА МАКСИМА ШНИПА.

— В таком случае помощь родителей заключается только в том, чтобы отыскать нужную ссылку... Увы, домашние задания превращаются в фикцию. Вызываешь такого ученика, вроде бы готовившегося дома, к доске и понимаешь: он просто переписал все из решебника. Поэтому я считал и считаю, что по математике лучше лишний час отработать в школе под руководством учителя, чем задавать бессмысленные домашние задания из учебников. Можно, конечно, самому составлять задачи, но урок и так короток, а если еще записывать задания, просто не хватит времени. Лично я в последнее время практикую так называемый компьютерный тренинг по математике, когда на компьютере составляется специальная программа, которая случайным образом генерирует задание со случайными данными. В итоге у ученика уже нет возможности найти где–нибудь правильный ответ, поскольку каждый пример уникален. Не зная принципа решения данной задачи, трудно найти альтернативу. К сожалению, такие программы очень тяжело писать, нужна лаборатория... Но что есть, то есть.

Интересно, а как другие учителя выходят из положения?

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter