Папа, рация и провокация

Если у нас появятся папарацци, то Кирилл Слука и другие звезды будут зарабатывать на судебных процессах Согласно исследованиям западных ученых, интерес к подглядыванию возникает тогда, когда есть четкое юридическое представление о том, что такое частная жизнь.
Если у нас появятся папарацци, то Кирилл Слука и другие звезды будут зарабатывать на судебных процессах

Согласно исследованиям западных ученых, интерес к подглядыванию возникает тогда, когда есть четкое юридическое представление о том, что такое частная жизнь. В некоторых странах законодательство определяет, где можно и где нельзя делать съемку. Например, французский фоторепортер не имеет права снимать прохожих. А в 60-е годы в США произошла первая хрестоматийная история правовых взаимоотношений публичных людей с фотографами. Известный папарацци Рон Галлела несколько лет подряд преследовал Жаклин Кеннеди-Онассис во время ее прогулок с детьми по Центральному парку Нью-Йорка. Жаклин подала на Галлелу в суд и выиграла дело. Репортеру запретили приближаться к ней на расстояние, меньшее чем 15 шагов. Однако радикально отношение общества к компрометирующим съемкам изменилось после трагической гибели принцессы Дианы. В ее смерти обвинили папарацци. И ни одно издание в мире не сочло возможным опубликовать кровавые кадры из парижского туннеля. После этих событий даже для таблоидов появились свои табу. Поэтому когда очередной папарацци снял через окно, как принцесса Монако Стефани занималась любовью с продюсером своего первого альбома песен, - безусловно, в надежде, что станет миллионером, - покупателей на монаршую "клубничку" ему найти так и не удалось. Видимо, у издателей проснулось сочувствие к Стефани. Со своим первым мужем-телохранителем она развелась именно из-за папарацци. "Желтую" прессу обошли скандальные снимки, на которых супруг принцессы был запечатлен в обществе популярной порнозвезды, причем снимок был весьма красноречивым.

Что толкает людей на бесцеремонное вторжение в чужую жизнь? Конечно же, деньги! Однако у настоящего папарацци есть несколько отличительных признаков. Прежде всего личный интерес к подробностям частной жизни известных людей и особый охотничий азарт. Во-вторых, выдающиеся организаторские способности. Профессиональные фотографы презрительно называют папарацци "штативами". Знай себе, жми на кнопку со скоростью 36 кадров в секунду! Но это не совсем так. Успешные папарацци обладают данными разведчика, охотника, отслеживающего каждое передвижение звездных подопечных. Они имеют свою агентурную сеть, подкупают официантов, швейцаров, садовников - всех, кто может дать полезную информацию. Это придает некий романтический флер профессии. И заставляет многих фотографов стремиться к высотам "прославленных" коллег.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что на Западе существует ряд публичных личностей, подробности частной жизни которых интересуют всех. Утренняя пробежка Мадонны или поход по магазинам четы Бекхэмов, вид сверху на ранчо Майкла Джексона тщательно фиксируются на фотопленке и печатаются в таблоидах. Иногда такие кадры получаются благодаря проворности папарацци. Но иногда они становятся результатом сговора пресс-секретаря звезды и фотографа. Предъявление исков бульварным изданиям - часто не более чем часть умелой игры.

В Штатах чемпионом по умелому подогреванию интереса публики к своей персоне называют, как ни странно, Элизабет Тейлор. Сами папарацци не понимают, в чем ее феномен. Она не снимается в фильмах многие годы и не показывается на телевидении. Однако именно снимки Тейлор являются одними из самых продаваемых в мире. Папарацци Алан Загнер провел несколько суток на крыше госпиталя, где находилась больная пневмонией Тейлор. Его старания были вознаграждены, и еще как! За фото беспомощной Элизабет на носилках Загнер получил 100 тысяч долларов.

Кстати, такой куш удается сорвать нечасто. Средний разовый гонорар папарацци составляет "всего" 10 тысяч. Впрочем, случается и сказочное везение. Например, за кадр, на котором принцесса Диана обнимает Доди аль-Файеда, опубликованный в мировых изданиях, фотограф получил 3,2 миллиона фунтов стерлингов. Но ведь и на подготовку операции у западных папарацци уходят огромные деньги. Это часто аренда яхты, вертолеты, сверхмощные телеобъективы, которые изготавливаются только на заказ и стоят больших денег. Плюс гонорары за услуги посредников. Бульварные издания щедро оплачивают все расходы, зная, что затраты окупятся.

Если западные таблоиды хорошо платят за максимально личные, неожиданные подробности жизни звезды, то в российских изданиях популярностью пользуются в основном фото знаменитостей, соответствующие их стандартному образу. Чаще всего это постановочные снимки либо кадры светской хроники. Когда речь идет о каких-либо отклонениях от принятых традиций, в ход идет фотоколлаж. Он лишний раз подчеркнет незыблемость нормы. Профессиональные фоторепортажи так дорогостоящи и требуют таких трудозатрат, что их почти не заказывают. Пропуск в профессию российские папарацци получают в первую очередь за тайные съемки Аллы Пугачевой. Примадонна сама признается, что так привыкла к незримому присутствию фотокамер, что даже в собственной ванне принимает царственные позы. На всякий случай. Помимо Пугачевой, хорошо идут сейчас Авраам Руссо, Киркоров во время визита к налоговому инспектору, Михалков в больнице, Ходорковский за решеткой, снятый с помощью мобильного телефона.

Недавно по телевизору показали сюжет, в котором редактор российской газеты обещал заплатить фотографам 5 тысяч долларов за пленку с Иваном Рыбкиным во время его киевского исчезновения. Но это просто "детские" деньги по сравнению со "взрослыми" западными ценами. В Интернете можно найти примерные ставки на 2004 год. В своеобразном рейтинге лидирует папа Римский Иоанн Павел II. За тайные съемки папы дают аж 1,2 миллиона долларов. Далее следуют Брюс Уиллис, Мадонна, Майкл Джексон, Бритни Спирс. Их головы и части тела оценены в 700 тысяч. Принцесса Монако Стефания, члены британской правящей династии "стоят" 600 тысяч. Первые красавицы мира вне подиума - Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Клаудиа Шиффер - обойдутся таблоидам в 200 тысяч. Самыми "дешевыми" считаются снимки Роберта Де Ниро, Алена Делона, Жан-Поля Бельмондо и Изабель Аджани - всего по 100 тысяч.

А есть ли папарацци в Беларуси? Этот вопрос вызывает добродушную усмешку у отечественных фоторепортеров. В том понимании, к которому нас приучили западные "классики жанра", конечно же, нет. Предложение рождает спрос. Но тащить сор из избы не в нашей белорусской традиции. Тем более показывать звезд в неприглядном виде...

Дмитрий - один из самых энергичных фотографов, специализирующихся на отечественном шоу-бизнесе. Его снимки охотно берут практически все газеты и журналы. Его знают все артисты и журналисты. В Америке он наверняка стал бы папарацци. Дмитрий не пожелал, чтобы называли его фамилию, но согласился рассказать об особенностях своей работы.

- Тема частной жизни популярных артистов у нас закрыта. Этим невозможно заинтересовать ни одно уважающее себя издание. Деликатность у нас в крови. С другой стороны, между звездами и публикой у нас практически нет никакой дистанции. Любого певца можно и без папарацци увидеть в магазине в повседневной одежде. К тому же в нашем шоу-бизнесе пока отсутствует институт ньюсмейкеров. Грубо говоря, у нас нет своей Пугачевой. Непонятно, за кем охотиться. Мне нетрудно договориться с директором какого-нибудь фитнес-клуба, залечь под батареей под видом сантехника и снять, как отжимается Инна Афанасьева. Но это фото вряд ли разойдется бешеным тиражом. И я не получу за него баснословный гонорар. Наши артисты и без того всегда сами охотно соглашаются позировать. Есть, конечно, возможность поснимать на "Славянском базаре в Витебске" звезд за кулисами. Они ведь живые люди. Кто-то с кем-то может поссориться, кто-то, наоборот, закрутит интрижку. Но если такой снимок попадет в газету, это будет означать полный разрыв отношений с данным артистом. А ссориться не в наших традициях. Мы любим дружить. Я за много лет работы не могу вспомнить ни одного опубликованного по-настоящему скандального снимка. В этом есть как свои минусы, так и плюсы.

А как сами артисты относятся к компрометирующим съемкам? И вообще, сталкиваются ли они с такой проблемой? Кирилл Слука, по частоте упоминания в СМИ наиболее приближенный сегодня к статусу ньюсмейкера, рассказывает

: - Наверняка у кого-нибудь из фотографов есть снимки, которые я бы не хотел увидеть опубликованными. Но я понимаю, что публичный человек должен всегда быть готов к повышенному вниманию. Недавно на "Радио "Мир" меня сфотографировали в неподходящий момент. Я сильно нахмурился, но не стал ссориться с фоторепортером. Это его работа. У нас в шоу-бизнесе отношения между артистами и масс-медиа, к счастью, складываются полюбовно. Никто специально не стремится подкараулить, чтобы потом твоя семья могла разрушиться. В постель не лезут. С другой стороны, если, например, семейный человек "светится" в обществе с любовницей, он должен быть готов к тому, что придется платить. Если у нас появятся папарацци, я не буду особенно против. В конце концов, можно будет заработать на судебных процессах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter