Папа навсегда

У него 4 сына.
У него 4 сына. Они не похожи на отца ни одной внешней черточкой, но его волевой характер скопировали подчистую. У каждого из ребят есть родные родители, но носят они фамилию неродного отца. И поздравляют его не только со всеми мужскими праздниками, но и с... Днем матери, и с 8 Марта, желая, чтобы нашел свою единственную спутницу жизни, которая окружит заботой и любовью их сугубо мужской коллектив. Да он и не прочь жениться. Но... "Сами посудите, кому я такой нужен, - разводит руками приемный отец-одиночка Александр Артамонов. - Зарплата у учителя небольшая, машины нет, дачи тоже, еще недавно я жил в двухкомнатной квартире, а дети у меня из детского дома". Первого, Германа, он усыновил в 32 года, хотя вполне мог иметь свою семью, родных детей. Говорит: "Все, что я задумал, о чем мечтал в юности, не сбылось. А то, что имею сейчас, воспринимаю как подарок судьбы".

Герману было примерно 3 месяца, когда его нашли на перроне Полоцкого вокзала холодной октябрьской ночью. Малыш был завернут в дорогое одеяло, рядом стоял чемоданчик с пеленками, распашонками, бутылочками. Бросили ребенка явно не от бедности. Единственное, что удалось установить, - примерную дату рождения. 15 лет назад эту историю красочно расписали в газете. Статья называлась "Подкидыш". Письма от потенциальных усыновителей - около 120 тысяч! - посыпались со всего Союза. Но доверили мальчишку Артамонову. "Меня даже особо не тестировали, не оценивали, как это сейчас делается, - пожал плечами Александр Артамонов. - Я только потом понял, что мало быть педагогом, чтобы воспитывать детей, нужно еще и нервы железные иметь. Но, видно, поверили в меня, отдали Германа, несмотря на то, что жил я тогда в России. Владимир Липский, бывший председатель Белорусского детского фонда, автор статьи "Подкидыш", слово замолвил. А может, сыграл роль тот факт, что я сам остался в раннем детстве без родителей, один воспитывал младшую сестренку".

Усыновить ребенка одинокому мужчине очень непросто. Педагогические способности пап общество всегда ставило под сомнение. Не потому ли эта "мужская" семья - единственная не только в Беларуси, но и, похоже, в СНГ? Между тем Артамонов считает, что даже в воспитании девчонок роль отца поважнее материнской. Хотя у самого - одни пацаны. "Не я их выбирал, - говорит Александр Викторович. - Они сами меня нашли". Когда забирал из Витебского детского дома Германа, рядом крутился его друг - Сергей. Незнакомого усатого дядю тоже папой называл. В общем, где один, там и двое. А чем больше детей, считает Александр, тем интереснее жить...

В 1993 году Артамонов переехал в Солигорск. Через пять лет в семье появился 7-летний Юра. Год назад Александр забрал к себе из Солигорского детского дома 8-летнего Виталика. Своим опытом он опровергает известную теорию о том, что характер формируется до 5 лет (потому и усыновляют, как правило, малышей). Герман окончил школу с золотой медалью, сейчас учится на 3-м курсе педуниверситета. "Когда в семье появился Сергей, пятиклассник, он вообще не знал программу начальной школы, даже таблицу умножения, - вспоминает Александр. - За год мы с ним все наверстали. Каждый день повторял, что без знаний сегодня никуда. Даже на токаря абы кого не берут". Сергей отслужил в армии, выучился на повара, теперь готовит свои фирменные блюда для всей семьи.

К Артамонову, как к заправскому Макаренко, за советом обращаются и женщины, и мужчины. Он же вовсе не удивляется, когда в благополучных семьях растут порой такие оболтусы, что ни за книжку не усадить, ни по дому помощи не дождаться. "Просто, - говорит, - если раньше родители уделяли детям в среднем 17 минут в день, и это считалось нонсенсом, то теперь 17 минут - это даже слишком хорошо..." Александр в свое время отказался от престижной работы на "Беларуськалии", чтобы больше уделять внимания ребятам. Поскольку, на его взгляд, вырастить хорошего человека важнее, чем заработать побольше денег. Хотя, чего лукавить, семью из пяти человек одними словами не прокормишь. Но выкручиваются. 170 тысяч - зарплата родителя-воспитателя, на полставки музыкальным работником в школе - еще 80 тысяч и пособия на Юру и Виталика по 89 тысяч. "Так что сервелат каждый день не едим, - говорит Александр, - но и не голодаем. Семейный бюджет распределяем на общем совете, чтобы без обид. Кроме того, вот ковер Президент подарил, телевизор и видеомагнитофон от бывшего мэра Солигорска получили. Есть еще в Германии 65-летняя бабуля Криста Шмидт, которая на Пасху и Рождество посылки присылает. Мир не без добрых людей".

За время нашего разговора самый младший, Виталик, не отходил от папы ни на шаг. Признался, что любит его, потому что тот и за маму, и за папу. Артамонов же сравнивает себя с садовником, который холит, лелеет, удобряет свой сад, чтобы он не завял. И, как видно, довольно успешно справляется. Поэтому и получил президентскую награду "За трудовые заслуги". Убрать, постирать, приготовить, поутюжить - для его парней так же естественно, как зубы почистить. Причем, когда спросила, не приходится ли отцу заставлять их убирать, 13-летний Юра искренне удивился: "А что, в грязи что ли жить?" Воспитав хозяйственных сыновей, папа надеется, что и жен они выберут не белоручек, которые, кроме яичницы, ничего готовить не умеют. Во всяком случае, он за этим проследит...

- У меня есть утопическая мечта, - признается Александр Артамонов. - Замечательно, если бы у нас в Беларуси не осталось детских домов. Раздать бы всех детей семьям. Сами посудите, содержание одного ребенка в детском доме обходится в 2,5 - 3 миллиона рублей в год. А если отдать эти деньги (или хотя бы половину) семье, которая возьмет этого ребенка на воспитание?..

Впрочем, Александр тут же усомнился в жизнеспособности своей идеи. Дело ведь не только в деньгах. Даже состоятельные семьи больше двух детей заводят не часто. Впрочем, говорят же, что мечты материальны. И для четверых мальчишек они уже сбылись. Пусть это капля. Но такая, что точит камень.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter