Папа, купи автомобиль!

Лет 10 - 15 назад был очень удивлен, обнаружив в немецком каталоге "ADAC" экспертные оценки самого роскошного автомобиля из благородного семейства "Ягуаров".
Лет 10 - 15 назад был очень удивлен, обнаружив в немецком каталоге "ADAC" экспертные оценки самого роскошного автомобиля из благородного семейства "Ягуаров". Каюсь - название модели, за давностью лет, из памяти стерлось. Но отлично помню свое ощущение ирреальности происходящего: специалисты из пресыщенной "Дойчляндии" оценили суперавтомобиль практически во столько же баллов, как и угловатую, неказистую "Ладу-Спутник", к которой на родине накрепко приклеилась кличка "зубило"! А все дело в том, что прожорливость ягуаровских двигателей для Европы оказалась чуть ли не большим грехом, чем полное отсутствие комфорта в продукции ВАЗа...

Много воды утекло с тех пор. Сегодня уже и ВАЗ стал иномаркой, и "Ягуары" по минским улицам пробегают. Но главное - теперь и у нас наконец-то появилось полное понимание незабвенного лозунга Остапа Бендера: "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения!" Есть, конечно, отдельные "кадры", душу которых согревает сам факт существования шильдика "Лексус" на багажнике их авто. Но большинство из нас к машине нынче относится прагматично: во сколько обойдется покупка, в какую копейку выльется эксплуатация, сильно ли будет напрягать ремонт и, наконец, насколько удачно ее можно рано или поздно будет сбыть?

Весна по традиции - время покупок автомобилей. Что ж, давайте прикинем

: Что почем

Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. Каждый, у кого она есть, мечтает ее продать. Классика! Но только мечтать можно о чем угодно, а покупать мы будем такие "колеса", на какие хватит денег.

Первая, самая массовая, пожалуй, категория "мечтателей" - те, кому удалось скопить до 2 тысяч долларов. За эти деньги можно позволить себе все. Но только на рынке подержанных авто. Причем хорошо подержанных! Что лучше взять: "Гольф" 1989 года выпуска или "Жигули"-"семерку" лет на 5 - 10 моложе? В плюсах у ВАЗа дешевые запчасти и способность ремонтироваться в гараже у "дяди Вани". Единственный нюанс - спецы не советуют брать машины начала 90-х годов. На ВАЗе тогда творился такой бардак, что качество деталей и покраски просто не поддается описанию. Уж лучше в таком случае предпочесть год 1984 - 1989-й... В минусе "Жигулей" - грандиозная разница с иномарками в том, что называется "удовольствие от вождения". Преимущества "забугорных" машин вытекают из недостатков ВАЗа - пока они ездят, жизнь прекрасна. Но когда они становятся... У моего знакомого, пригнавшего "Рено-19" 1992 года из Германии и вложившегося со всеми расходами и растаможкой в 2 тысячи евро, потек гидроусилитель руля. На фирменной станции парню сказали, что помогут ему с радостью. Вот только ремонт состоит в... полной замене агрегата. 350 долларов плюс еще 50 за нормо-часы - и катайся дальше с удовольствием! Друг выкрутился - отремонтировался на "нефирменном" сервисе. Всего за 60 условных... Словом, купив иномарку этого возраста, будьте всегда начеку!

Совсем другой коленкор, если в вашем бумажнике шелестит 5 тысяч долларов. Тольяттинскую машину можно купить прямо с завода! Минские автосалоны просят сегодня за "семерку" 8.900.000 рублей. Хватит денег и на "девятку". Правда, 31 марта был выпущен последний ВАЗ-21093. Теперь "зубило" будут производить в Украине для внутреннего рынка, а на конвейер в Тольятти поставят "Ладу-114". Это, по сути, та же "девятка", но с новой "мордочкой", фарами и салоном, что автоматически поднимет ее цену на 500 долларов.

Иномарки данной ценовой категории порадуют покупателя своей молодостью и прекрасным состоянием. Это вполне современные машины. И в этом их плюс. Но в этом же и их минус. Гнать такую в гараж к доморощенным умельцам - почти преступление. Машины, если хотеть на них поездить, требуют специального сервисного обслуживания и ремонта, что, сами понимаете, недешево. Еще один мой знакомый пытался отремонтировать топливный насос высокого давления на своем "Мерседесе". Станция опять же предлагает замену сломавшейся детальки на новую - всего-то за 800 долларов. Пришлось ставить "б/у". Насколько хватит - бог весть...

Нужно также учесть, что и ВАЗы, и иномарки этой ценовой группы быстро дешевеют. Проездили год-два - и от первоначальной стоимости вашего авто можете смело отбрасывать тысячу-другую. Если вы готовы смириться с подобной потерей как со своеобразным налогом на удовольствие - эти машины для вас!

Ну а уж если денег у вас куры не клюют и 5.000 долларов для вашей семьи - сущие пустяки, то и читать вам дальше эти заметки не стоит. Для вас существуют специализированные издания, которые объяснят, чем настройка подвески "Опеля-Зафира" лучше приемистости "Хонды-Сивик"...

А если в долг?

Нужно быть очень честным человеком и иметь друга-миллионера - и тогда деньги не проблема. Можно даже расписку написать и у нотариуса заверить - с указанием суммы в долларах. Сейчас это не является нарушением валютного законодательства.

Но так как друзей с лишними тысячами долларов найти можно не всегда, лучше отправиться в банк. Что ни говори, а за последние годы банковская система сделала значительный шаг навстречу рядовому клиенту. Физическое лицо там привечают теперь не менее радостно, чем юридическое! Потребительское кредитование как-никак стало одним из приоритетных направлений развития банков. Чем плохо: они тебе денежку, а ты им - ее же, но уже с процентами...

В Беларусбанке попросили принести счет-фактуру из магазина, справку с места работы о заработке за последние три месяца, еще две такие же справки от поручителей и заверили, что если в этих документах нарисуются интересные цифры, то проблем с кредитом не будет. На три года - под 9,5 процента, если в валюте, и 30 процентов - в рублях.

Белпромстройбанк тоже готов расстаться со своими деньгами и помочь страждущему. И даже под 25 процентов! Но требует, чтобы претендент на машину сам заплатил четверть ее стоимости. А еще внимательно изучит справку о доходах за три месяца - хватит ли финансов, чтобы вернуть кредит?

Белагропромбанк может дать кредит под 28 процентов сроком до трех лет. Но чтобы быть уверенными в возврате кредита, банкиры опишут ваше имущество - чуть что, оно пойдет с молотка!

Впрочем, с банками можно и не связываться. Солидные автосалоны готовы решить за вас все проблемы и отдать вам машину в кредит (как правило, под 9 - 12 процентов в валюте). Схемы кредитования могут быть разными, но есть и кое-что общее. Обязательные условия такого рода покупки - оплата части стоимости автомобиля (как правило, 25 - 30 процентов) и полная страховка (автокаско). Ваш автомобиль - залог возвращения денег. Не вернете - прощай, ласточка! Для этого и нужна страховка: что бы ни случилось с автомобилем, интересы продавца не пострадают.

Пример? Небольшой европейский автомобильчик турецкой сборки (никаких названий фирм - пусть сами себя рекламируют!) можно купить, если сразу внести 2.150 долларов. Плюс, конечно же, растаможка и страховка. Затем на протяжении пяти лет вы ежемесячно будете носить в фирму 109 американских денежек. Не слишком много за новое авто, не так ли? Правда, пока не рассчитаетесь, ни продать, ни подарить свою любимицу права не имеете.

Одна фирма, продающая неплохие машины, шокировала меня обещанием взять всего 5 процентов. Оказалось - не врут! Но оплатить надо сразу полмашины, а рассчитаться полностью - за год. Цены на автомобили у них начинаются с 6.800 у.е. Тут и задумаешься, какой процент выгоднее...

И последнее. По уверению специалистов, три года эксплуатации автомобиля снижают его продажную стоимость примерно вдвое, плюс-минус 10 процентов. Любишь кататься - люби и денежки платить!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter