Папа Бенедикт XVI, новый пастырь католиков

Папу Римского выбрали с рекордной быстротой: конклав начался 18 апреля, а уже на следующий день новым главой Римско-католической церкви стал немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, взявший себе имя Бенедикт XVI. Еще через пять дней он торжественно занял престол святого апостола Петра. Коллегиальное правление в Ватикане продолжалось всего 17 дней. Об этом пишет еженедельник «Эхо планеты» Католические иерархи высказались за продолжение курса, проводимого Иоанном Павлом II, отмечено в статьях и интервью итальянских специалистов по Ватикану. В самом деле, 78-летний Йозеф Ратцингер известен как один из наиболее близких сотрудников и единомышленников покойного Войтылы. В период его понтификата этот авторитетный богослов возглавлял Конгрегацию по делам вероучения — «идеологическое ведомство» Ватикана, когда-то называвшееся «Священной инквизицией». На этом посту Ратцингер приобрел известность как сторонник строгой церковной дисциплины и неукоснительного следования католическим догматам. По мнению наблюдателей, новый Папа подтвердит верность традиционным позициям церкви в таких вопросах, как семейная мораль и биологическая этика. При нем церковь будет по-прежнему решительно высказываться против эвтаназии и клонирования человека, осуждать сексуальные отношения вне брака и гомосексуализм. Ратцингер считается противником радикальных реформ церкви. Он, к примеру, против отмены целибата — обета безбрачия для священников. В то же время новый Папа, как ожидается, продолжит курс предыдущего понтифика на диалог с другими религиозными конфессиями, на то, чтобы международные конфликты решались исключительно мирным путем. Все ватиканисты обратили внимание на проповедь «Via Crucis» (Голгофа), произнесенную кардиналом Ратцингером нынешней весной в предпасхальную Страстную пятницу по случаю традиционного Крестного хода вокруг римского Колизея. Будущий Папа сказал резкие слова о том, что в наши дни католическая церковь находится в состоянии морального кризиса, что современным людям не хватает веры в Бога. К той же теме он вернулся в проповеди, предварявшей работу конклава. Сейчас эти две речи предстают как программа будущего понтификата. И наконец, появившись впервые в папских одеждах на балконе собора св. Петра, Йозеф Ратцингер смиренно сказал о себе, что он лишь «скромный возделыватель нивы Господней». Поляк Кароль Войтыла в 1978 году стал первым Папой неитальянского происхождения за последние 455 лет. До избрания Папой Йозефа Ратцингера последний понтифик-немец занял папский трон ровно 950 лет назад — 16 апреля 1055 года. Церковные хроники гласят, что на Святом престоле тогда оказался клирик Гебеард из рода швабских аристократов. Первосвященником он был под именем Виктор II и пробыл на престоле два года, до своей смерти 28 июля 1057 года. Был он также сподвижником реформатора церкви монаха Гильдебранда, который в 1073 году стал Папой под именем Григорий VII. Нынешний, 265-й по счету понтифик родился 16 апреля 1927 года в городке Марктль-ам-Инн, в Баварии, в семье полицейского. Когда Йозефу было два года, семья переехала поближе к австрийской границе. Отец Ратцингера, отрицательно относившийся к национал-социализму, отдал сына в классическую гимназию в Траунштайне. В 1939 году началась церковная карьера Ратцингера — он стал семинаристом. В 1944 году Йозеф был призван на военную службу в вспомогательные части противовоздушной обороны. Одновременно он посещал занятия в Максимилианс-гимназии в Мюнхене. О времени службы в армии сам Ратцингер говорил с отвращением как об «идеологической муштре». При приближении американской армии в 1945 году Йозеф дезертировал из вермахта и вернулся домой. Когда американцы расквартировались в Траунштайне, их штаб расположился в доме Ратцингеров. В Йозефе разгадали немецкого солдата, арестовали и поместили в лагерь для военнопленных. Но уже в июне он возвращается домой, а в ноябре вновь продолжает занятия в семинарии. В 1947 году Ратцингер поступил в Георгианум, известный богословский институт при Мюнхенском университете. На праздник Петра и Павла — 29 июня 1951 года — Йозеф Ратцингер и его старший брат Георг были рукоположены в священники. Через два года будущий папа защитил диссертацию по богословию в Мюнхенском университете. Тема работы — «Народ и дом Божий в экклезиологии Августина». В 1972 году Йозеф Ратцингер вместе с другими теологами основал католический журнал «Коммунио» («Причастие»), посвященный вопросам веры и культуры. В марте 1977 года Ратцингер стал архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским, а спустя три месяца Папа Павел VI возвел его в сан кардинала. Через три года уже Иоанн Павел II назначает немецкого кардинала главой специального Совета по делам мирян, а затем предлагает ему возглавить Конгрегацию по католическому образованию. Это назначение требовало, чтобы кардинал оставил Мюнхенскую кафедру и переехал в Ватикан. Ратцингер поначалу отклонил предложение понтифика. Однако в ноябре 1981 года он все-таки согласился. Так Ратцингер стал префектом Конгрегации по делам вероучения. В 2000 году его назначили деканом Коллегии кардиналов. Перу Ратцингера принадлежат свыше 700 богословских книг и трудов, в том числе такие работы, как «Конец времени?», «Истина и веротерпимость», «Бог подле нас», «Призванный к причастию», «Бог и мир» и другие. Немецкий кардинал фактически стал главным богословом Святого престола. Если снова вернуться к его взглядам, то стоит напомнить, что в 2004 году он заклеймил «радикальный феминизм» как идеологию, подрывающую основы семьи и данные Богом различия между мужчиной и женщиной. Впрочем, Ратцингер высказывал и мнения, которые Святой престол не торопился официально принять. Так, например, будущий папа резко воспротивился планам принятия Турции в Европейский союз, настаивая на исключительно христианской общности народов Европы. В то же время он поддержал важнейшие декларации Войтылы с осуждением исторических ошибок католической церкви. Одно из его выступлений на международном экуменическом форуме носило название «О вреде антисемитизма». Интересная подробность: в последние годы понтификата Иоанна Павла II кардинал Ратцингер несколько раз подавал ему прошения об отставке с поста главы Конгрегации по делам вероучения, намереваясь вернуться в Германию. Однако Кароль Войтыла своего согласия не дал. Еще несколько месяцев назад «главный идеолог» Ватикана не считался основным претендентом на Святой престол. Однако уже с конца прошлого года в итальянской и мировой прессе стали появляться публикации о том, что немецкий кардинал — наиболее вероятный кандидат в преемники Иоанна Павла II. Впрочем, своим избранием немецкий прелат опроверг старую римскую пословицу, которая гласит: «Тот, кто входит в конклав Папой, выходит из него кардиналом». В то же время он подтвердил старое поверье о том, что понтификаты должны чередоваться по продолжительности: «Папа лунго — Папа корто», то есть длительный понтификат сменяется более коротким. Напомню, что Войтыла занимал папский престол почти 28 лет. А когда его избрали Папой, ему было 58 лет. В этом отношении выбор на Ратцингера пал еще и как на одного из самых старых кардиналов. Похоже, князья церкви не хотят ждать четверть века до следующего конклава. Избрав себе церковное имя Бенедикт XVI, новый Папа Римский решил продолжить традиции пап Бенедикта XV и Бенедикта XIV. В католической церкви выбор новым понтификом имени, которое уже носил один из предшественников, как правило, означает преемственность его курса. На Святом престоле Бенедикт XV был с 1914-го по 1922 год. Его светское имя — Джакомо делла Кьеза. Родом он был из Пельи близ Генуи. В 1914 году, несмотря на начавшуюся Первую мировую войну, на конклав после смерти Пия X съехались 60 из 65 кардиналов. Кандидатуру первосвященника обсуждали четыре дня. Во время войны Бенедикт XV пытался примирить враждующие стороны, но в сложившихся условиях папская дипломатическая деятельность была серьезно ограничена. Что касается Бенедикта XIV, то носивший это имя итальянец Просперо Ламбертини был и любим католиками, и уважаем протестантами. Его называли «клириком без хвастовства и алчности, князем без фаворитов». Ламбертини родился в 1675 году в Болонье, происходил из буржуазной семьи среднего достатка. Не имевшему связей ни с одним из могущественных аристократических родов, ни с королевскими домами Ламбертини часто удавалось мирить спорящие стороны. Этот Папа был человеком мягкого характера, с большим чувством юмора, простым в общении, а в кругу друзей, когда он чувствовал себя свободно, — даже весельчаком. Он не покровительствовал своим родственникам, не позволял им даже жить в Риме. Бенедикт XIV опубликовал одну из первых папских энциклик, осуждавшую лихоимство. Подобно императрице Екатерине II, он вел переписку с выдающимися умами эпохи Просвещения. Монтескье и Вольтер посвятили ему некоторые свои произведения. Но главной причиной, почему Ратцингер выбрал себе имя Бенедикт, стал тот факт, что святой Бенедикт Нурсийский, основавший в 530 году монашеский орден, традиционно считается патроном Европы. А новый папа уделяет проблемам Старого континента первостепенное внимание. Сейчас все, разумеется, задаются вопросом, как отразится избрание нового понтифика на отношениях между Русской православной и Римско-католической церквями. Известно, что Папа Войтыла, будучи знатоком российской религиозной мысли, литературы и культуры, до последнего вздоха мечтал ступить на землю «возлюбленной России» не в качестве прозелита-узурпатора, упаси Господь, но смиренного друга и брата. Не пустили. Предсмертным жестом Иоанна Павла II стало, как известно, возвращение в Москву старинного намоленного списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери, много лет хранившегося в папской опочивальне Апостольского дворца. Икону нехотя, но приняли. Думается, что в годы первого в истории «славянского» понтификата Кароля Войтылы был упущен (с обеих сторон) уникальный шанс сближения двух христианских церквей. Появится ли он после воцарения папы-немца, это вопрос. Многое, разумеется, будет зависеть от доброй воли главных действующих лиц. К тому же над Йозефом Ратцингером, как над большинством немцев, тяготеет чувство вины перед русским и другими народами Европы, подвергнувшимися гитлеровскому нашествию, что может сделать нового Папу более сговорчивым. Впрочем, можно ожидать, что Бенедикт XVI сосредоточится на внутренних проблемах церкви, а до России у него просто руки не дойдут. Поживем, увидим. *** Весть об избрании своего соотечественника папой большинство немцев восприняло спокойно. Из 55 миллионов христиан в Германии 27,4 миллиона – протестанты, живущие в основном на севере. И столько же католиков. Они доминируют на юге, прежде всего в Баварии, откуда родом новый понтифик. Правда, местная пресса попыталась подогреть «папскую эйфорию». «Мы – Папа Римский» — под такой шапкой вышла бульварная «Бильд». «О, Боже мой!» — гласил заголовок берлинской «Тагесцайтунг». Но подобные чувства восхищения в Германии выражают далеко не все, отмечает Владимир Смелов (Берлин). Так, преподаватель теологии из Тюбингского университета Петер Хюнерман не считает своего бывшего коллегу «идеальным Папой». В интервью агентству ДДП он сказал, что Ратцингер «очень закрытый человек», а это может негативно сказаться на его деятельности. В сравнении с Иоанном Павлом II у Бенедикта XVI отсутствует харизма, полагает теолог. Неприкрытый скептицизм сквозит и в высказываниях депутата бундестага, одного из руководителей союза немецких католиков Кристы Никельс. Она напомнила, что, служа в Ватикане, Ратцингер «очень жестко обходился с инакомыслящими». Кроме того, он «похоронил надежды многих женщин на католические реформы», сказала Никельс. Кстати, особой радости не выказал и старший брат нового Папы – 81-летний Георг Ратцингер. «Я просто молюсь о здоровье Йозефа. Надеюсь, он выдержит», — сказал прелат из Кельна. Так или иначе, но к дому в Марктль-ам-Инн, где родился понтифик, стекаются паломники. На улочках их встречают предприимчивые дельцы, торгующие копиями папских тиар и шоколадными тортиками с надписью «Папа Римский».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter