Ребенок нуждается в общении с папой в такой же степени, как и с мамой

Папа - банкомат?

Мужчина - добытчик, женщина - хранительница очага. Кто-то считает это спорным, но в нашем обществе схема работает
Принес в семью деньги — свободен! Больше тебя особо ничем не нагружают. Лет десять назад я ловил себя на мысли, что это здорово. Отработал смену на заводе или день в офисе, пришел домой — и отдыхаешь. Ужин, стирка, уборка — этим пусть жена занимается. Чего греха таить, многие так прячутся за ширму снабженца и кормильца всея семьи. Мужчины превращаются в “банкоматы” для близких. Жене дал денег на косметику, детям — на конфеты и кино, оплатил все их кружки и фитнес-клубы. Откупился, в общем. Можно спокойно смотреть футбол или сидеть в интернете весь вечер.


Только не надо потом удивляться, что жена или теща не доверяют тебе присмотр за детьми. Говорят, что не мужское это дело.

А еще хуже, когда подобный приговор звучит в самом начале отцовской карьеры. Папа приходит домой, хочет помочь искупать грудного ребенка в ванночке или памперс поменять. Боевая дружина в составе тещи, жены и его собственной мамы отодвигает мужчину в сторону. И снова звучит как заклинание: “Не мужское это дело! Не мешай!..”

— С одной стороны, каждый играет в семье свою роль, — считает психолог Андрей Туровец. — Но это не значит, что воспитывать детей должны исключительно женщины. К сожалению, у нас так часто бывает. В детском саду воспитательница, а не воспитатель, дома тоже ребенок больше привязан к маме, а не к папе. В школах большая часть педагогов — женщины. Такой путь нельзя назвать гармоничным воспитанием. Современное общество считает равенство мужчин и женщин ценностью, к которой надо стремиться. Это оправданно, например, в такой ситуации, когда женщин неоправданно дискриминируют. Не берут на работу по надуманным причинам. Но в некоторых случаях уместно говорить не о гендерном равенстве, а о ролевом балансе.

Семья — как раз такой случай. Ребенок нуждается в общении с папой в такой же степени, как и с мамой. Причем с самого рождения. Это подтверждают и мой собственный опыт (трое сыновей и две дочки), и богатая практика семейных консультаций Андрея Туровца. Когда ребенок только появился на свет, отец не всегда рядом. Но ему стоит как можно раньше взять младенца на руки, прижать к груди. Это первый и очень важный шаг. По мере взросления дочки или сына добавятся и другие формы общения: игра в футбол, разговор по душам, вылазка на природу с палаткой...

Если упустить момент и не установить вовремя контакт со своим чадом, можно опоздать на всю жизнь. Ребенок, которому не хватило общения с отцом, рискует иметь проблемы во взрослой жизни. Девочка так и не поймет, для чего нужен муж в семье. Его зарплата не всегда выше, чем у жены, детьми он не занимается. Когда дочка такого мужчины вырастет, то будет подсознательно искать такого же спутника жизни с непонятными функциями. Выйдет за него, а потом начнет горевать, что он не участвует в воспитании собственных детей.

Сыну подобного отца будет не легче. С кого копировать модель поведения? Хорошо, если в руки попадется книга, где главный герой — идеальный папа. Но мальчишки такое обычно не читают. Да и художественная литература — одно, а жизнь — совсем другое. Мальчик может вырасти в некомпетентного отца. Но это не проклятие, которое передается из поколения в поколение. Все можно исправить. Было бы желание. Давно ты говорил по душам со своей дочкой? Знаешь ли, кто любимый киногерой твоего сына? Не теряй времени! Действуй уже сегодня.

РЕЦЕПТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Как планировать общение с детьми

Иногда отцы жалуются на то, что с ребенком хочется общаться побольше, но некогда. Деньги нужно зарабатывать. Для таких есть одно простое решение, проверенное на практике.

Рисуется два круга. Один — для папы, другой — для мамы. Каждый представляет, что это циферблат и фактически воспроизводит свой стандартный рабочий день. Во сколько просыпается, когда идет на работу, сколько времени проводит там и так далее. Такой же вариант делается для выходного дня. По итогу можно увидеть, какие есть резервы личного времени. От какого занятия стоит отказаться в пользу семьи. Хороший вариант — что-то делать вместе, вовлекая и детей. Например, готовить по вечерам пирожки. Папа месит тесто, а потом делает из него кружки, которые ловкие мамины руки начиняют повидлом. В это время дочка смазывает противень маслом, а затем аккуратно раскладывает слепленные мамой пирожки. В процессе готовки родители могут поговорить с дочкой, ненавязчиво выяснить, как дела в школе, какой мальчик ей нравится. Со своей стороны папа и мама расскажут что-то из семейной истории. Например, как они познакомились. Подобные беседы и общее дело делают семью крепче.

Стимулировать, а не манипулировать

Современные производители наживаются на детских желаниях, но не всегда их удовлетворяют. Одна из особенностей ребенка, преимущественно младшего школьного возраста, — тяга к коллекционированию. Это давно поняли многие коммерсанты на Западе, а потом и у нас. Вспомните вкладыши от жвачек, которые продавались в начале 1990-х. Сейчас на прилавках есть, например, альбомы для наклеек, которые нужно приобретать дополнительно или находить в упаковках от чипсов. Это только один из вариантов.

Некоторые родители используют подобные вещи, чтобы стимулировать ребенка. Убрался в комнате — покупается очередная наклейка. Но это лекарство от детской лени имеет побочный эффект. Известный детский психолог Мария Осорина обращает внимание:

— Выбор объектов коллекционирования совершается не самими детьми в соответствии с их психологическими потребностями, а настойчиво навязывается им извне — с помощью рекламы. Это не что иное, как грубая манипуляция сознанием детей, тем более опасная, что детское сознание находится в состоянии становления и именно в этот возрастной период особенно подвержено влиянию социальных стандартов.

Второй главный недостаток — коллекция покупная, а не добытая. Количество и качество добычи зависит от сообразительности и других умений ребенка. Он невольно развивает их, собирая коллекцию самостоятельно. А вот количество и качество купленного зависит от финансовых возможностей папы и мамы. То есть личностные ресурсы ребенка теряют значение. Но детское сознание этого часто не замечает. Ребенок нередко превозносит себя, думая: “Какой я молодец! Собрал такую коллекцию!” Незаметно для себя ребенок становится зависимым потребителем.

Развивая мысли Осориной, поделюсь личным опытом. Нужно следить за стадиями развития ребенка. Как только видно, что начался период естественной тяги к коллекционированию, необходимо стимулировать именно добычу. Например, можно показать, как интересно собирать камешки разных цветов и форм. Если ребенку понравится, запишите его в кружок по геологии.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter