Как землемер Игнат Буйницкий основал в Беларуси первый профессиональный театр

Пан Игнат и его «безобразия»

160 лет назад, 22 августа 1861 года, в усадьбе Поливачи под деревней Прозороки, что ныне в Глубокском районе Витебской области, родился основатель первого в Беларуси профессионального театра Игнат Буйницкий.

Сам Игнат Буйницкий и его дочери Ванда и Алена составили костяк первой труппы театра в 1907 году.
WIKIMEDIA.ORG

Сын небогатого шляхтича, носившего экзотическое имя Тарквиний‑Теофил, ни в коем случае не должен был подаваться в актеры и режиссеры — благородное сословие театральные забавы считало низкими. Юному Буйницкому по окончании в Риге политехнического училища светила солидная, но скучная работа землемера. Но оказалось, что молодой и обаятельный землеустроитель Игнат способен совмещать основную профессию с пылким увлечением театром.

Театр в итоге получился ранее невиданный, ибо белорусский во всем — от языка до песен с танцами. Впрочем, идея белорусского театра к тому моменту, когда ее с блеском материализовал Буйницкий, долго носилась в белорусском воздухе. Этому способствовали и труды этнографов, которые во множестве описали и опубликовали песни, пословицы и поговорки белорусского народа. 

Сам Игнат в ходе своих путешествий по работе тоже подмечал, чем отличается народное творчество в Полоцком уезде от уезда Ошмянского, в уезде Могилевском от уезда Новогрудского. Общительный по натуре Буйницкий не только наведывался на крестьянские вечерки, но и сам там был плясать мастак. И не только плясать — у землемера был чудесный голос, бас‑баритон, он не только знал множество белорусских песен календарного цикла — купальских, жнивных, но и умел объяснять артистам из народа, как их следует исполнять.

Волшебная сила искусства захватила темпераментного энтузиаста уже в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 45, да захватила так, что заменила ему семейную жизнь. От двух браков у Буйницкого рождались одни дочери, с двумя старшими, Вандой и Аленой, он начинал собирать свою труппу в 1907 году. Вторая жена, Мария Аношко, шляхтянка с Могилевщины, смотреть на такое «безобразие» не стала и покинула супруга, заявив в сердцах: «Одурел пан Игнат, я не могу смотреть на эти мужицкие танцы».

Очень скоро выяснилось, что одурел не столько оставленный муж, сколько публика, с огромным интересом взиравшая на яркие и веселые представления неутомимого Буйницкого и его соратников. Импозантен был прежде всего сам руководитель труппы — среднего роста, черноволосый, с седыми висками и колоритными усами. В 1907‑м в Поливачах появилась любительская труппа, с которой «дядька Игнат» начал активно отрабатывать умения, полученные им во время учебы в частной драматической студии в Вильно. Режиссер из Буйницкого получился изобретательный: его представления стартовали белорусскими стихами, далее следовала драматическая часть, где находилось место творениям Элизы Ожешко, Антона Чехова, Марка Кропивницкого, ближе к концу следовало хоровое исполнение белорусских песен, а венчали все зажигательные танцы, поучаствовать в которых подчас приглашалась и почтеннейшая публика.

Начав выступать с шестью парами танцоров, Буйницкий с 1910 года создал постоянную труппу, которая превышала полсотни артистов: дюжину танцевальных пар сопровождали 13 хористов и 15 актеров. Хор и танцоры набирались из талантливых крестьян, а вот в актерах побывали заметные лица белорусской культуры. Под псевдонимом М. Крапивиха выступала известная поэтесса Тетка (Алоиза Пашкевич), которая отлично танцевала, исполняла драматические и комедийные роли. Чудесно пела и зажигательно плясала молодая Владислава Станкевич, которая в 1916‑м станет женой Янки Купалы.

С 1910 по 1913 год, в лучшую пору своего театра, Буйницкий со своими артистами гастролировал в Петербурге и Варшаве, Вильно и Полоцке, Слуцке и Несвиже, Ляховичах и Дисне. Повсеместно прием был теплый. Вот газетные впечатления о выступлении в Петербурге: «Как вышел Буйницкий со своими танцорами и крестьянами — дударем, цимбалистом и скрипачом, белорусами, по‑простому поворачиваясь, так это сразу все восприняли с восторгом. А когда Буйницкий с дочкой пошел танцевать «Лявониху», а за ним череда хлопцев с девчатами, как начали притопывать, подскакивать, так вся публика, тысяч восемь народа, как ударила в ладошки, как закричала «Браво, браво, белорусы!». Никогда и нигде не видел, чтобы этак что понравилось петербуржцам, как белорусские танцы...»

Успех поначалу имел не только творческую, но и коммерческую составляющую. Так, в Варшаве в феврале 1913 года со зрителей первых двух рядов брали за вход совсем не малые по тем временам 3 рубля 50 копеек, желающим посмотреть с последних, 22‑го и 23‑го рядов, удовольствие обходилось в рубль, просто прийти и постоять в зале можно было за 70 копеек. Своих артистов Буйницкий не обижал и платил им рубль в день, оплачивая попутно все расходы по проезду и проживанию. При этом никаких особых изысков от крестьянских актеров не требовалось — танцевать они должны были не заученно, а именно так, как плясали на сельских вечерках.

Конец у красивой истории был грустным. В 1913‑м труппу распустили по финансовым причинам. Вскоре началась Первая мировая, а в сентябре революционного 1917 года призванный в армию Буйницкий умер от тифа, хотя почти сразу же появилась легенда о том, что скончался он на сцене во время танца. Но дело «дядьки Игната» не пропало — в том же 1917‑м при его участии в Минске появилось товарищество белорусской драмы и комедии, на основе которого и возник профессиональный театр в Беларуси.

Юрий Борисенок

rodina2001@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter