В Гродно обнаружен редкий нагрудный знак выпускника Императорского училища правоведения и установлен его вероятный владелец

Памятный знак судьбы

Как и многие иные, эта история началась с телефонного звонка. Старый приятель сообщил, что, зная мою слабость к истории юриспруденции, рекомендует найти время и заехать в гости. Мол, у него есть артефакт, который меня непременно заинтересует. Вечером следующего дня я был у него. Друг предложил поудобнее расположиться в кресле, после чего молча протянул предмет, который достал из небольшой коробочки. Это был нагрудный имперский российский знак из бронзы с остатками позолоты (размер 46х22,4 мм. — Прим. авт.), так называемый «Столп закона», именуемый еще сенатским чеканом. Он является исторической эмблемой всех правоохранительных организаций Министерства юстиции Российской империи. Представляет собой увенчанную короной колонну с прямоугольным щитком и надписью «ЗАКОНЪ». Впервые эмблема появилась в 1801 году в память коронации императора Александра I.

Аверс и реверс знака, найденного под Гродно

«Столп закона» широко использовался в различной атрибутике Минюста того времени. Его можно видеть на звеньях цепи председателя департамента Судебной палаты, на заколках для галстуков, форменных пуговицах кителей тех времен и пр. В начале 2000–х годов Минюст России вернул «Столп закона» на свой герб, а в Беларуси он взят за основу знака адвокатуры.

Рассматривая лежащий в ладони предмет, я сразу понял, что он не простой. На основании упомянутой рельефной колонны красовалась объемная курсивная надпись: Respice finem. Ее перевод знаю с университетской скамьи — это два последних слова знаменитой стихотворной строки Горация: Quidquid agis, prudenter agas et respice finem. Переводится так: «Все, что ты делаешь, делай осторожно, конец созерцая».

Для крепления знака к мундиру с оборотной стороны имеется закрутка (диск со штифтом), а для плотности прилегания к ткани между знаком и закруткой проложена еще и тонкая металлическая овальная пластина, на ней выбита надпись: «Братья Вундеръ. С.Петербург».

Предвосхищая мой вопрос, приятель сообщил, что нашел знак на поле возле одного из лесных массивов Гродно (точное место не указываю во избежание появления там «черных копателей»). Можно сказать, что время его пощадило и, несмотря на свой примерно вековой возраст, он относительно неплохо сохранился. Разве что штифт, диск и пластина «прикипели» к корпусу и силовая попытка их отделить обернется разрушением металла.



Руководствуясь латинской поговоркой Qui quaerit, reperit («Кто ищет, находит»), я начал методично изучать все, что связано со «Столпом закона», и в итоге выяснил, что найденный моим другом нагрудный знак выдавался выпускникам знаменитого Императорского училища правоведения, расположенного в Санкт–Петербурге.

Знаменито оно в первую очередь своими выпускниками. В их числе были такие личности, как композитор Петр Чайковский, 4–й чемпион мира по шахматам Александр Алехин, поэты Алексей Жемчужников и Алексей Апухтин, поэт и публицист Иван Аксаков, композитор Александр Серов, министр юстиции и последний председатель Госсовета Российской империи Иван Щегловитов, министры внутренних дел России Александр Булыгин и Иван Горемыкин. Словом — это был цвет общества, который, по образному выражению Петра Чайковского, вносил понятие о чести и неподкупности в мир сутяжничества и взяточничества.

Судьбы выпускников сложились по–разному. Многим довелось проливать кровь в войнах с Турцией и Японией, сражаться на полях Первой мировой войны, а затем участвовать в гражданской войне в составе белой армии. В результате часть из них погибла на фронтах, а также в результате послереволюционных репрессий и даже в фашистских концлагерях. Но были и те, кого столь печальная участь миновала. Пройдя горнило суровых испытаний, в итоге они оказались за границей.


Императорское училище правоведения

Справка «СБ»

Выпускники Императорского училища правоведения занимали видные должности в Минске, Гродно, Могилеве и Витебске. Среди них минский губернатор (с 1916 по 1917), причем самый молодой среди губернаторов в истории Российской империи, статский советник, князь Владимир Друцкой–Соколинский, витебский губернатор Александр Оголин (с 1862 по 1863) и могилевский губернатор Александр Пилец (с 1910 по 1916), а также уроженец Минска, великий оперный режиссер, музыкальный и общественный деятель, организатор, директор и художественный руководитель Петербургского театра музыкальной драмы Иосиф Лапицкий (псевдоним — Михайлов).



Общаясь с российскими коллекционерами, я выяснил, что нагрудный знак, найденный под Гродно, был учрежден 5 декабря 1910 года к 75–летнему юбилею училища правоведения. Министр юстиции Щегловитов представил его на торжественном собрании следующей речью: «Его Императорскому Величеству благоугодно было Высочайшим повелением, последовавшим 8 ноября с.г., предоставить лицам, окончившим в Императорском училище правоведения полный курс наук, а также лицам, которые окончат это училище впоследствии, право ношения особого нагрудного знака, Высочайше Его Императорским Величеством утвержденного и изображающего собою герб судебного ведомства».

Учитывая, что нагрудному знаку всего чуть более сотни лет, я полагал, что быстро отыщу его фотоизображение в информационном пространстве, но ошибся. Сделать это удалось с огромным трудом, после чего сделал вывод: таких знаков остались единицы. Дальнейшие поиски подтвердили, что артефакт носит штучный характер. За всю историю аналогичных знаков было выпущено, скорее всего, лишь несколько сотен. Так что находка является истинным раритетом.




Та самая колонна на значке белорусской адвокатуры
Следующим шагом стало изучение списков выпускников училища, в которых, помимо фамилий, имен и отчеств, указывались их должности и место службы. Результат этой работы удивил меня самого. С момента учреждения знака до закрытия училища его обладателями стали ровно 300 человек. Из них в Гродно работал только один! Найденный Виктором знак с наибольшей вероятностью может принадлежать выпускнику 1910 года Владимиру Николаевичу Нипаничу. Он являлся товарищем прокурора Гродненского окружного суда, чиновником IХ класса, коллежским асессором (чин до 1884 года соответствовал майору, а после отмены майорского звания — капитану. Общий титул — «Ваше высокоблагородие»).

Полагаю, что его дворянский род происходит из Подольской губернии. Но вот как сложилась судьба этого человека, как развивалась карьера, личная жизнь и прочее — тема отдельного исследования. Отмечу лишь, что согласно данным российских летописцев старинного училища, Нипанич был убит во время Второй мировой войны на территории Польши.

Справка «СБ»

Императорское училище правоведения было открыто 5 декабря 1835 года по указу императора Николая I на набережной реки Фонтанки и по статусу уравнено с Царскосельским лицеем. Его цель — обеспечение судебного ведомства высококвалифицированными кадрами правоведов для «возведения Суда на такую высоту, какой едва ли достигали судебные учреждения в других странах».


Один из вариантов знака из частной коллекции
В училище принимались юноши из дворянских семей в возрасте от 12 до 17 лет. При этом сословное и материальное неравенство порицалось. Обучение длилось 7 лет. Его процесс изначально был ориентирован на практику. Для этих целей из сената в училище направлялись решения гражданских и уголовных дел, а педагоги устраивали воспитанникам ролевые игры, где одни становились судьями, другие — защитниками и т.д. Кроме того, на старших курсах обязательным являлось посещение тюрем. По окончании обучения воспитанники обязаны были 6 лет прослужить в Министерстве юстиции судьями, товарищами прокурора, присяжными поверенными и на иных должностях. Те, кто имел отличные оценки, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря, что соответствовало штабс–капитану и поручику в армии) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и сената. Остальные следовали в губернии и занимали должности согласно своей успеваемости. При этом их дворянские титулы и высокое материальное обеспечение являлись залогом честности, независимости и беспристрастности.

18 июня 1918 года решением Народного комиссариата просвещения РСФСР училище было ликвидировано. Его здание отошло к Петроградскому агрономическому институту, а после Великой Отечественной войны в нем располагался Всесоюзный научно–исследовательский институт телевидения.

Вторую жизнь училище обрело в 1992 году. Правда, в новом статусе и в новом здании. Его традиции продолжил один из первых в России негосударственных юридических вузов — Санкт–Петербургский институт права имени принца Ольденбургского. А в старом здании Императорского училища правоведения с 2003 года располагается Ленинградский областной суд.

Кстати

Одним из символов Санкт–Петербурга является маленький памятник Чижику–пыжику. Он находится недалеко от первоначального месторасположения училища. Его появлению и широко известной сопутствующей частушке «Чижик–пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил. Выпил рюмку, выпил две — закружилось в голове» мы обязаны выпускникам–правоведам училища, которых прозвали «чижиками–пыжиками» за желтые петлицы и обшлага на зеленых мундирах, похожие на перья указанных птичек, а зимой носивших пыжиковые шапки.

Фото автора и с исторических интернет–ресурсов.

Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter