Нужен ли Минску музей художника Мая Данцига?

Памяти большого мастера

Фото  Артура  ПРУПАСА.
Скорбим. Грустим. Печалимся. Нет с нами больше Мая Данцига. Никогда, к сожалению, он уже не порадует и не удивит нас новыми картинами. Он ушел навсегда.

Да, сегодня еще мы скорбим и печалимся. Но надо думать о будущем. Наша газета выступает с инициативой о создании в Минске музея народного художника Мая Данцига. Если это не сделать сейчас, то работы разойдутся по коллекционерам, рассеются по миру. И потом их придется разыскивать, выкупать, возвращать на родину. Не хочется быть похожими на героев мудрой пословицы, утверждающей, что скупой платит дважды.

Данциг — художник настоящий, большой, невероятно талантливый! Сегодня его мастерская похожа на склад, на музейное хранилище. Май Вольфович оставил сотни работ. Это пейзажи, портреты, натюрморты, рисунки, эскизы, наброски и огромное количество фотографий. Кисти, палитры, незаконченные полотна...

Он родился в Минске. Здесь пошел в школу. После эвакуации семья вернулась в город, в свою квартиру. Здесь, в послевоенном Минске, он ходил в знаменитую изостудию Сергея Петровича Каткова и учился рисовать. Поступил и окончил художественное училище, а потом отправился в Москву продолжить образование. Вернулся в 1958 году и сразу же пошел преподавать в театрально–художественный институт, где полвека учил молодых художников.

Минск. Верхний город. 1976г.  Холст, масло.  

Он очень минский художник. Ему удалось почти невозможное — создать потрет нашего города. Сформировать его образ. Пейзажи Минска, созданные Маем Данцигом, стали плакатами, марками, постерами, открытками. На этих полотнах Минск невероятно узнаваемый, с первого взгляда. Город открылся этому художнику, позволив запечатлеть себя в десятках полотен.

Крыши старой Немиги. 1966 год. Холст, масло.


Вспоминаешь прощальные слова, звучавшие на гражданской панихиде, и становится понятен масштаб художника. Любой город существует в трех измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Минск не исключение. Музей нужен не Маю Данцигу, а нам всем, нашим детям и внукам. Пусть придут и увидят город глазами великого художника и коренного минчанина. Пусть почувствуют его дыхание, ритм. Прошлое, настоящее и будущее.

Пусть будет еще одно важное место, украшающее столицу, делающее ее привлекательной для минчан и гостей!

Я провел небольшой опрос, задавая его участникам три вопроса.


1. Нужен ли Минску музей Мая Данцига?

2. Где этот музей должен находиться?

3. Что для вас Май Данциг?


Дмитрий Сурский, дизайнер:


1. Город с тысячелетней историей должен иметь своего бытописателя, несомненно, такого масштаба, как Данциг. И в физическом, и в содержательном плане. Лучшие его работы посвящены Минску. Монументальность, цельность, открытость — их общие черты.

2. Лофты, цехи оставленных предприятий. А можно, не дожидаясь реконструкции, уже сегодня разместить принты его работ прямо в ткани города — на билбордах, фасадах. Есть повод — предстоящий юбилей Минска. И дань памяти прекрасному художнику.

3. Близкий человек, которого знаю и люблю с детства. Отец был с ним очень дружен. Я часто бывал в его старой мастерской на художественном комбинате. Его творчество, огромная библиотека по искусству и просто человеческие качества притягивали. Ну и дар наставника — его мастер–класс по рисунку (он у нас дома нарисовал портрет моей мамы) стал для меня главным, самым продуктивным уроком в моих академических штудиях...

Игорь Бархатков, художник:


1. Музей Данцига просто необходим. Во–первых, он коренной минчанин. Во–вторых, на своих картинах создал образ нового, послевоенного Минска, образ прекрасного города, написанный влюбленным в него художником.

2. Музей должен находиться, конечно же, в центре: площадь Свободы, Немига или Раковское предместье...

3. Данциг для меня прежде всего художник с большой буквы. Высокая школа плюс одаренность от Бога. Увлеченность искусством, литературой, музыкой. Из всех педагогов в институте с ним как ни с кем другим можно было серьезно говорить о композиции, о художниках, о стилях и направлениях в искусстве. Еще Данциг — человек–восторг, любивший жизнь. На мой взгляд, в Минске обязательно должны быть музеи В.К.Бялыницкого–Бирули, М.Савицкого и М.Данцига... Это самые большие наши художники, поднявшие белорусское искусство до невероятных высот.

Федор Сорока, художник–реставратор:


1. Я считаю, что музей художника Мая Данцига просто необходим. Если сравнить изобразительное искусство с музыкой, то живописный Минск художника Данцига — это гимн нашему городу. Без пафоса тяжело сказать, но Минск — это город оборванных связей. Мы сейчас пытаемся найти те неуловимые связи и выткать каждый свою правдивую картину о городе, где мы живем. «Мой Минск», «Мой город древний, молодой» — это картины художника Данцига, но я уверен, что его Минск называют своим даже те, кто просто не знает автора полотен. Его город по праву принадлежит всем.

Корпуса хлебозавода № 1.

2. Я вижу музей в исторической части города, в Раковском предместье. Существует проект выноса производства хлебозавода № 1 с территории исторической застройки. На базе сохраняемых исторических зданий завода можно создать интерактивный центр городской культуры и музей народного художника Мая Данцига. В городской культуре Минска переплетено множество этнических нитей. Раковское предместье связано с трагической историей еврейского Минска. А это история семьи Мая Вольфовича — коренного минчанина, и одновременно наша. Такой музей, я уверен, будет созвучен историческому месту в сердце Минска и станет знаковым.

3. Май Вольфович как нельзя точно был созвучен своему имени — Май. Даже когда ему было тяжело физически, он скрывал боль за улыбкой. Я знаю его со студенчества — почти сорок лет. Он рекомендовал меня в члены Белорусского союза художников. Как–то позвонил и стал расспрашивать про Лошицу, зная, что мы занимаемся реставрацией усадебного дома. Май Вольфович искал место для своей галереи. Вместе мы обсудили всевозможные варианты и остановились на Раковском предместье. Потом неоднократно к этому возвращались — наше мнение (мечта?) только укреплялось.

Теперь я вправе заявить об этом как о завещании Мая Вольфовича Данцига.

Это только три мнения, но примерно в таком же ключе отвечали на мои вопросы многие и многие деятели нашей культуры. Так нужен ли Минску музей художника Мая Данцига?

ladzimir@источник

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter