Кинокритик Людмила Саенкова о фильме «Зондергетто»

Память

Я увидела это впервые в Гамбурге много лет назад: тротуар со множеством вставленных металлических плит. Каждая плитка была расположена напротив того или иного роскошного особняка, в которых и сейчас протекает обычная повседневная жизнь нынешних жильцов. Но когда–то там жили другие люди, у которых тоже была своя жизнь с проблемами, радостями, планами на будущее. От той прежней жизни остались лишь эти плиты, хранящие имена всех тех, кого в начале 40–х под предлогом отправки в другие города загнали в вагоны и отправили в Тростенец, Треблинку, Терезин. Плиты — не только увековеченная память, но и возможность зримо представить трагедию огромного количества оборвавшихся жизней, ощутить ее чудовищный размах. Таких фамильных плит — подлинных документов вершившихся злодеяний — очень много по разным городам Европы, откуда сгоняли евреев в концентрационные лагеря. Всю жизнь прожившие в Германии, Австрии, воевавшие в годы Первой мировой войны в армии тех стран, которые были для них родиной, эти люди ощущали себя такими же немцами, австрийцами, как и многие их соотечественники. Их так и называли «немецкие евреи», «гамбургские евреи».

В сентябре 1941 года в Минск прибыл необычный пассажирский поезд из Гамбурга. У выходящих пассажиров было немного вещей, поскольку им было сказано, что багаж придет позже, а они едут осваивать новые территории. От других таких же пассажиров «немецкие» отличались добротной одеждой, более стильными прическами, хорошей обувью. Их разместили в особом районе Минского гетто — «зондергетто». Из тысяч прибывших в живых остались единицы. Казалось, что из истории навсегда исчезнут голоса тех, кто хоть что–то мог бы рассказать об этой трагедии.

Белорусские документалисты студии исторических фильмов «Мастерская Владимира Бокуна» Борис Герстен (автор сценария), Людмила Клинцова (режиссер), Павел Якушевич (оператор) вместе со своими коллегами разыскали свидетелей — чудом уцелевших детей тех родителей, останки которых покоятся на территории мемориального комплекса «Малый Тростенец». Эти голоса звучат в фильме «Зондергетто». Нынешние потомки невинно убитых в своих воспоминаниях как будто соединяют время прошлое и нынешнее. В том прошлом они были счастливыми детьми счастливых родителей. Даже тогда, когда им запретили ходить в школу вместе с другими детьми–неевреями, когда стали разбивать окна их домов, магазинов, детство все равно казалось беззаботным и радостным. Сегодня они вспоминают подробности того, как родители, как будто чувствуя надвигающуюся беду, правдами–неправдами пытались оставить их в Германии, прежде чем сесть в вагоны смерти. Убеленные сединами, давно переросшие возраст своих родителей, они до сих пор тоскуют по тем, кто им был дороже всего и с кем им так и не удалось ни наиграться, ни наговориться, ни даже просто узнать получше. Они бережно хранят фотографии своих молодых, красивых мам и пап как свидетельство того счастливого, безмятежного времени, где было так много: дом, родители, семья. Это та потеря, с которой они так и не смирились, навсегда оставшись подранками с неутихающей болью в душе, которую выдают слезы, стекающие по морщинистым щекам.

Фильм «Зондергетто» — та золотая плитка памяти, которая навсегда останется вмурованной в общее здание человеческой истории.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter