Один из авторов «Хатыни» Юрий Градов об истории проекта, ошибках современных архитекторов и возможностях дизайна

Память в камне

Не пересчитать, сколько всего спроектировал за жизнь заслуженный архитектор и профессор Международной академии архитектуры Юрий Градов. Мемориальные ансамбли “Прорыв” и “Катюша”, “Звездочет” в Могилеве, памятники Янке Купале и Якубу Коласу, станции метрополитена “Площадь Ленина” и “Немига”... Начнешь перечислять — обязательно что-то упустишь. Но только не “Хатынь”. Этот мемориальный ансамбль занимает особое место в его многогранном творчестве. Именно за этот проект Градов вместе с архитекторами Валентином Занковичем, Леонидом Левиным и скульптором Сергеем Селихановым в 1970 году получил  Ленинскую премию в области архитектуры. В год, когда отмечаем 75-летие со дня трагедии и 50 лет с момента открытия мемориала, корреспондент “НГ” побеседовала с Юрием Михайловичем об истории проекта, ошибках современных архитекторов и возможностях дизайна.

Фото БЕЛТА

— Юрий Михайлович, на момент создания мемориального комплекса “Хатынь” вам было чуть более 30 лет. Как вы с группой таких же молодых коллег решились на такой серьезный проект?

Фото Виталия Гиля
— Все значимые темы в то время проходили через конкурсы. У меня за плечами уже был достаточно большой опыт в проектировании. Перед тем как приехать в Минск в 1960 году, после окончания Московского архитектурного института два года работал в столице Киргизии — городе Фрунзе. Там были построены мои первые объекты. Занкович и Левин на момент моего приезда в Минск только окончили БГУ и какое-то время работали под моим началом. Когда в 1967 году объявили республиканский конкурс на создание мемориала в Хатыни, у нас уже было немало совместных работ. На рассмотрение было представлено порядка десяти проектов, многие из которых повторяли уже известные архитектурные решения. Мы же, услышав трагическую, трогающую до глубины души историю Хатыни, не стали придумывать ничего нового — просто переложили ее на язык архитектуры и скульптурной пластики. Наш проект отличался от всех и был признан лучшим.

— Поэтому вы и называете “Хатынь” памятником-документом?

— Да, потому что мы ничего не сочиняли. Прототипом для скульптуры “Непокоренного человека” стал чудом оставшийся в живых Иосиф Каминский с умирающим сыном на руках. Там, где проходили деревенские улицы, сохранили дорожки-подходы, где стояли 26 домов, поставили венцы срубов с печными трубами, где был сарай, в котором заживо сгорели жители, поставили рухнувшую крышу. Просто заставили каждый элемент образно говорить. Крышу нарочито сделали массивной, чтобы отразить рухнувшую на страну беду. Калитки оставили открытыми в знак гостеприимства белорусов. Вертикали, чтобы уйти от прямой ассоциации с печной трубой, завершили колоколами. Когда впервые услышали историю деревни и приехали на место трагедии, над Хатынью раздавалось пение жаворонка. Захотелось, чтобы ансамбль говорил. Так появились колокола.

— Не боялись, что в годы гонения религии ваш проект с колоколами могут зарубить на корню?

— Боялись. Мы искали альтернативу, но сильнее колокола ничего не нашли и пошли, как говорится, ва-банк. И слава Богу, что ни на каком уровне не нашлось человека, который сказал бы: “Что вы тут церковный перезвон устраиваете!” Повезло с руководителем — Петр Машеров взял на себя ответственность и утвердил этот проект. Он прошел войну и своими глазами видел горе, а потому особенно ценил память о человеческих подвигах и трагедиях. Помню, когда уже должны были приступить к возведению мемориала, нас вызывают в кабинет к Машерову. Петр Миронович озабоченный. Нервно курит “Герцеговину Флор”. На столе — пачка документов. “И что вы, — говорит, — делаете? Перед отпуском мне нужно просмотреть все эти документы, а из-за вас должен их оставить. Садимся, поехали”. Мы в недоумении. Оказывается, Петр Миронович хотел на месте узнать, почему мы делаем ансамбль в лесу в 5 километрах от дороги. Потом уже Машеров сказал, что согласен с местом и теперь может спокойно уходить в отпуск.

— В советском монументальном искусстве процветала гигантомания — Мамаев курган, Курская дуга. В сравнении с подобными объектами Хатынь выглядит довольно камерно.

— Мы исходили из масштаба простого деревенского дома. Самый высокий элемент ансамбля — 6 метров. Мы не стали конкурировать с природой. Это сегодня строят небоскребы, города соревнуются, кто возведет здание выше. Возьмем, к примеру, знаменитый храм Саграда Фамилия  Антонио Гауди. Он построил храм на метр ниже барселонской горы Монжуик — чтобы не соревноваться с Богом. Сама природа в Хатыни с ее мягким ландшафтом, белыми стволами берез, лесным обрамлением помогает прочувствовать камерную суть мемориала.  

— Официально ансамбль открыт 5 июля 1969 года. Но это уже было второе открытие памятника?

— Впервые мемориал был открыт в 1968 году. Тогда же на открытии первый заместитель председателя Совета министров СССР Кирилл Мазуров предложил придать мемориалу более образное звучание — через трагедию одной деревни показать трагедию всего белорусского народа. Так в ансамбле, не нарушая его гармонию, появилось символическое кладбище деревень, вечный огонь с тремя березками в память о каждом третьем погибшем в войне белорусе и зрительно бесконечная “Стена памяти” жертв нацистских концлагерей.

— Сегодня военное монументальное искусство переживает второе рождение. Недавно, например, был реконструирован “Прорыв” в Ушачском районе. Хатынь требует этого второго рождения?

— В 2004 году под эгидой Президента уже была проведена реконструкция — много чего надо было поправить. Сегодня можно попробовать вернуться к каким-то нереализованным идеям. Еще во время утверждения проекта  пятьдесят лет назад мы предлагали поставить на старом деревенском кладбище крест, увековечив память о предках хатынцев, — и в прошлом году такой крест появился. Была идея сделать в холме у стены с именами жертв небольшой кинозал, в котором можно было посмотреть немецкую хронику военного времени.  Идея рассматривалась, но угасла из-за отсутствия финансирования. Сегодня не поздно к ней вернуться.

— Вместе с реконструкцией памятников многие из них просто убираются — в Польше, странах Балтии. Как вам кажется, это игра политиков или наше всеобщее безразличие к прошлому?

— Все дело в политике. В некоторых странах, к сожалению, на государственном уровне закрепляется негативное отношение к советскому прошлому. Желая избавиться от элементов коммунистического наследия, сносятся памятники советским воинам. Но ведь это памятники не коммунизму, не советскому строю — а людям, которые, рискуя жизнью, освобождали захваченные гитлеровцами территории. Все зависит от руководства страны. Власть может остановить или усилить это негативное явление.

— Юрий Михайлович, вы многое сделали для формирования облика столицы. Сегодня вы довольны архитектурой Минска?

— Отдельные здания представляют интерес. Но в чем беда? Сейчас идет штучное проектирование. Объект не рассматривается в ансамбле. Сколько из-за этого ошибок совершено в историческом центре! Есть любопытные объекты на проспекте Дзержинского, но единого подхода также нет. У нас в городах не проектируются площади. Негде отдохнуть, посидеть, насладиться красотой. Как вы думаете, почему на Партизанском проспекте памятник “Беларусь партизанская” поставлен практически на тротуаре при выезде из города? На 7 километрах проспекта не нашлось ни одной площади! Все европейские столицы славятся своими площадями. Невозможно представить без них Рим, Париж, Мадрид. Непростительно забывать о таком важном элементе застройки городов.

— Делать трудно, а переделывать еще сложнее.

— Конечно. Не сносить же неудачные здания. Но (и учу этому студентов) многие вещи можно исправить средствами дизайна. Например, один студент предложил, как можно погасить негатив дома-стены с магазином “Панорама” на улице Сторожевской. Проект предполагал использование популярного сегодня стрит-арта и нанесение на фасад здания 3D-изображений сюжетов исторической застройки города. В результате продлевался бы камерный масштаб Троицкого предместья.

— Юрий Михайлович, вы в Беларусь переехали после окончания института. А когда осознали, что эта страна стала для вас родным домом?

— Когда существовал Советский Союз, не было разницы, где жить и работать. Чувствовал себя как дома и в Киргизии, где работал после института, и в Беларуси. К слову, ехал в Киев через Минск, а поскольку вот-вот должна была родиться дочка, здесь и остался и всю жизнь проработал в институте “Минскпроект”.

— Однажды у вас спросили, что вы считаете самым значительным из созданного вами, и вы ответили — дочка и внуки. А кто-нибудь из ваших наследников посвятил себя искусству?

—  Дочка окончила архитектурный институт, но в профессии мало работала. Выйдя замуж за военного, пришлось колесить по городам. У внуков, первокурсников, другие интересы — компьютеры, спорт... Внучка получила журналистское образование и сейчас живет с семьей в Москве. Но подрастает правнук — кто знает, может, двухлетний Глебушка и пойдет по стопам прадедушки.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter