Память не должна быть короткой

Об отношениях с Евросоюзом

Мы отпраздновали день Великой Победы. Как всегда — и торжественно, и весело, и душевно. Погода будто вторила настроению людей. 80.000 минчан и гостей приняли участие в шествии, еще более 300.000 окунулись в праздничные гулянья. И салют был удивительно хорош!


...Я прошла рядом с ветеранами до площади Победы. Видела их глаза, полные счастливых слез. По обе стороны проспекта дети и взрослые кричали им: «Спасибо за Победу!», «Поздравляем!» — дарили цветы, обнимали, как родных. Это бесценно! И это надо не только им, героям, которых становится с каждым годом все меньше. Это надо нам и нашим детям. Чтобы знали, помнили и ценили.


Может быть, кому–то это покажется странным, но День Победы для меня очень близок по ощущениям с праздником Пасхи. Он такой же светлый. Но с таким же привкусом горечи. В том числе и от того, что человечество все никак не научится извлекать уроки из своей истории. Не исправляет собственных ошибок, совершенных и две тысячи, и семьдесят лет назад. Невольно задумаешься: а побеждена ли в корне «коричневая чума» ХХ века? Что, мир избавился от попыток верховенства одной нации над другой? Только вывеска иная. Теперь война за земли и ресурсы идет под видом «демократизации»...


А убит ли нацизм? К сожалению, тоже нет. Он оказался живуч даже на землях, пропаханных «тигровыми» гусеницами и перетоптанных сапогами солдат вермахта. Где вешали и расстреливали женщин и детей. В Прибалтике — санкционированные марши эсэсовцев. Во Львове при молчаливом согласии властей 9 мая били ветеранов. И Евросоюз, страны которого горели и истреблялись под бомбежками, это не осуждает. Как так? «Мы никогда не могли подумать, что НАТО будет у наших границ, — с горечью говорит мне дошедший до Берлина разведчиком генерал–майор Владимир Воробьев. — Мы и представить не могли, что после всего пережитого нам будут угрожать, вводить санкции...»


А ведь Победа — наш общий праздник. Добывали ее вместе, плечом к плечу, несмотря на политические взгляды, национальности и веру. Говорил об этом и Президент, общаясь с журналистами после шествия и возложения венка к монументу Победы. Отвечая на вопрос «СБ», Александр Лукашенко напомнил: «С врагом бились насмерть и в Германии антифашисты, коммунисты, антифашистское движение Сопротивления было массовым в Западной Европе. Это дорогого стоит. Когда мы перешли границу и двинулись к Берлину, мы ощущали помощь. Освободительной армии Югославии, других стран, армии Польши...» Мы помним об этом и ценим.


Да, сложно сегодня выстраиваются отношения с Евросоюзом. Но Рубикон, сделал акцент Президент, не перейден. Хоть кому–то, увы, и хочется его перейти. Но из Минска звучит понятный и внятный сигнал: «Если нас слышат, мы открыты для этого диалога. Если нас не хотят слышать, ну что ж, мы это принимаем к сведению». Будем надеяться, что дипломаты донесут эти слова Президента до своих правительств...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter