Память лому не подвластна

Почему подростки разгромили мемориал Холокоста на Минщине?

Почему подростки безжалостно разгромили мемориал жертв Холокоста на Минщине?

Не мной замечено: самые тяжелые пороки, которыми страдают отдельные представители молодежи, — бездуховность и душевная пустота, лишающие их возможности осознания своего поведения.

Как можно охарактеризовать поступок троих несовершеннолетних парней из Вилейского района Минщины, посягнувших на одну из духовных святынь нашей республики — память о жертвах войны? Уподобившись римским вандалам, они безжалостно разрушили в агрогородке Куренец мемо-риал в память о тысяче сорока евреях — жителях Вилейщины, сожженных немецкими оккупантами осенью 1942 года.

Даже сотрудники районного отдела Следственного комитета были поражены цинизмом, с которым вандалы громили ограждение и мраморную плиту. То, что не поддалось разрушению в первый вечер, завершили во второй… Найти злостных хулиганов не составило труда — все же деревня, здесь каждый человек на виду, как и скромный сельский мемориал. Для сельчан он не просто дань памяти — в каждой семье война отняла по несколько человек. По вопиющему факту возбуждено уголовное дело. Отвечая на вопросы следователей, недоросли ничего внятно не объяснили, мол, решили проверить памятник на прочность и вошли в азарт.

Недоумевает и председатель Куренецкого сельсовета Виктор Улицкий, который первым обнаружил последствия вандализма. В беседе с корреспондентом «Р» Виктор Васильевич рассказал, что за время оккупации гитлеровцы сожгли на Вилейщине пять деревень, две из которых — Любча и Борки — так и не возродились из пепла. Земля Вилейщины — родина четырех Героев Советского Союза, один из них, Александр Азончик, лично взорвал 47 немецких эшелонов с живой силой и техникой. Казалось, есть все основания чтить сердцем память о пережитом, а не бессердечно осквернять братское захоронение. Тем более что провинившиеся сельские парни должны были взрослеть благодаря урокам патриотического воспитания в школе. Однако в школьных коридорах они явно не постигли науку уважения к памяти земляков. В Вилейском профессионально-техническом колледже, где занимались двое из парней, вину за ЧП пытаются переложить на родителей, которые, мол, не контролируют сыновей. Одного из них родители недавно забрали из колледжа и определили в сельхозпредприятие, чтобы он из своего заработка оплачивал в местный бюджет ущерб, нанесенный памятнику.

Лучший ли это выход в данной ситуации? Возможно, если учесть недостаточный уровень духовно-патриотического воспитания в колледже — если таковым можно считать профилактические беседы с работниками медицины и правоохранительных органов. Никто не спорит: дело, безусловно, нужное, но в современном мире оно не сформирует полноценного гражданина и его нравственные ценности. Без почитания могил предков нельзя воспитать человека, который будет уважать свое государство, его законы и граждан. Кто не согласен — пусть поспорит, если не со мной, так с историей.

Куренецкий инцидент тому свидетельство — проще списать поведение подростков на родительское невнимание, как-никак, у них выбор невелик: учить отпрысков уму-разуму или днями работать ради их блага на молочной ферме. Однако родители тешат себя мыслями, что их дети получают образование в государственных учебных заведениях, где не только преподают профессиональные предметы, но и заботятся о нравственном воспитании.

Честно говоря, я до сих пор не знаю, как отнестись к словам руководителей Вилейского профтехколледжа, которые в подтверждение своих педагогических усилий вспомнили, что подростки-нарушители якобы бережно ухаживают за знаком, установленным в Вилейке в память жертв Отечественной войны 1812 года.

Ну не чудеса ли в местной педагогике — провинившиеся понятия не имеют, что происходило на земле их родителей 70 лет назад, а не то, что было два века тому назад. И даже столетие тому назад, когда русские солдаты в Первую мировую войну вместе с белорусами защищали Вилейку и ее жителей от нашествия германской армии кайзера Вильгельма.

Ведь в этих местах есть живая легенда — художник и краевед Борис Цитович из деревни Забродье, человек, который может рассказать и показать столько уникального материала об истории края, который не найдете ни в одном учебнике. Ему была бы кстати помощь молодых людей в поддержании порядка на возрожденном кладбище героев Первой мировой войны, а также на могиле убиенного фашистами отца Павла Сосновского и отрока Василия Занковича у стен Нарочского храма.

Однако местные педагоги пока упускают уникальную возможность из подростков, которых растит улица по своим законам, воспитать патриотов Отечества по законам государства. Как знать, может, когда изменят свое отношение к памяти предков школьники и учащиеся, по-иному взглянут на их воспитание и вечно занятые родители?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter