Места захоронений требуют внимательного отношения

Память делом крепка

По отношению к памятным захоронениям можно судить о цивилизованности и зрелости общества. Известная истина вроде проверочного теста. Сегодня в наших городах и селах в должном порядке содержатся мемориалы в память о павших в годы лихолетий воинах и мирных жителях. Однако есть немало подобных памятных мест на уже закрытых кладбищах, куда приходят люди в основном только на Радоницу. Как здесь берегут память? Наш собственный корреспондент изучила ситуацию.

Закрытое кладбище «Лещинское». Памятник на братской могиле погибших в годы Великой Отечественной войны

В Гомеле довоенное кладбище «Лещинское» для захоронений закрыли около 20 лет назад. Знаю, что здесь есть три братские могилы бойцов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Михаил Жукевич, председатель областной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане, откликается на мое предложение побывать на кладбище:

— Давайте вместе посмотрим. Мы тоже ухаживаем за местами захоронений, в том числе и на закрытых кладбищах, напрямую участвуем в этом нужном деле. Память ведь одна на всех...

Петляя окраинными улицами города, упираемся в невысокую металлическую ограду. Снег метет, не переставая. Но на территории кладбища дорожки расчищены. Братские могилы выглядят ухоженными. Видно, что не одноразовая акция, а постоянная забота. Свежие гвоздики на граните плит, венки... В дальней части кладбища замечаем рабочих. Созваниваемся с директором ОАО «Гомельский специализированный комбинат» Александром Поповым. Подъезжает. Слово за слово, и становится понятно, что воинские захоронения здесь не остаются без внимания:

— По важным датам тут всегда проходят митинги. Вот и 23 февраля было много людей — представители районной администрации, военные, студенты, школьники. За каждым таким памятником местными органами власти закреплены предприятия, организации, учебные заведения. Что касается порядка, он поддерживается постоянно. Наша прямая обязанность — уборка подобных захоронений, очистка основных дорожек, обрезка и удаление аварийных деревьев, вывоз мусора, ремонт и замена ограждения, если необходимо. К слову, всего в городе 20 кладбищ, в том числе 18 закрытых.


— Может, стоит волонтеров призвать на помощь?

— От добрых починов не отказываемся. И есть примеры объединения волонтерских усилий для благого дела. Но все действия возможны только в пределах допустимого законодательством.

Идем дальше. Закрытое кладбище «Новобелицкое» — одно из старейших в Гомеле. Первые захоронения датированы XIX веком. Событиям военного прошлого здесь посвящена Аллея вечной славы. Мемориальный комплекс, отдельно стоящие памятники фронтовикам, плиты с высеченными фамилиями павших воинов. Есть среди них и не совсем обычный знак. Пробегаю глазами надпись: «Дар от компании СМиК. Проект «Аллея Российской Славы». Кропоткин 2010». Заместитель директора спецкомбината Федор Мартыненко пересказывает пронзительную по своей сути историю появления стелы на «Новобелицком»:

— Вы знаете, всякий раз читаю строки, высеченные на этом памятном знаке, и самого бросает в дрожь. События февраля 1945 года, когда до победного мая оставалось совсем чуть–чуть. Так вот, десять советских узников засекреченного концлагеря, находившегося на немецком острове Узедом, захватили самолет и совершили побег. На острове гитлеровцы проводили испытания ракетного оружия Фау–2. Среди убежавших был и наш земляк из Новобелицы — Владимир Немченко. После побега парень, хотя и потерял глаз, отправился добровольцем на фронт. 26 апреля 1945 года погиб под Берлином. В год 65–летия Великой Победы внук одного из погибших узников изготовил такие памятные знаки, которые и установили на родине героев. Все это, как видите, поддерживается, оберегается...

Федор Мартыненко

Еще один городской некрополь — «Осовцы» — закладывался в 1970–х. Закрыт не так давно. Здесь можно увидеть одиночные могилы парней, погибших в Афганистане и других локальных конфликтах. Михаил Жукевич информирует:

— Такие захоронения находятся под нашим прямым патронатом. Навести порядок, что–то заменить, подправить — святое дело. Собираемся толокой и — за работу. Нам помогают в этом бойцы войсковой части 5525, предприятия, организации.

ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» — один из таких шефов. Заместитель генерального директора по кадрам, идеологической и социальной работе Анжелина Сыромятникова с ходу перечисляет, кому помогают постоянно. На «Осовцах», например, присматривают за могилами нескольких погибших «афганцев»:

— До недавних снегопадов, кстати, наводили порядок. Весной и осенью обязательно навещаем.

— Не осталось родственников?

— У одного мама совсем старенькая. Самой никак. У второго только брат–инвалид... Им это непосильно. Кстати, Гомельский ДСК опекает не только воинов–«афганцев». На территории нашего структурного подразделения СПК «Дедлово», что в Рогачевском районе, 13 памятных мест и захоронений времен Великой Отечественной войны, которые поддерживаются силами коллектива. К слову, среди них и захоронения 12 бойцов легендарного спецотряда «Славный», который был сформирован из титулованных спортсменов. Это место в глубине леса. В округе только небольшие деревни. Вместе с сотрудниками областного управления КГБ регулярно выезжаем туда своим молодежным десантом, чтобы навести порядок, обновить и отдать дань памяти. А как иначе? Ведь именно так, в заботе о прошлом, приходит понимание того, что по–настоящему в жизни ценно и важно.

ЕСТЬ ВОПРОС

А как осуществляется уход за захоронениями там, где никто не живет? Об этом мы спросили у Василия Шабловского, начальника администрации зон отселения и отчуждения МЧС:

— Схема действий давно отработана. Зона отселения и отчуждения захватывает районы Гомельской и Могилевской областей, где находится 88 памятников и захоронений времен Великой Отечественной войны. Обслуживаются они нашими силами, а также при участии местных предприятий и организаций. Это не только поддержание порядка, но и ремонт, на что государством выделяются средства.

КСТАТИ

На территории Гомельской области насчитывается 1.100 захоронений воинов и жертв войн. В них упокоились 182 тысячи 684 человека. За каждым таким памятным местом закреплены шефы. Ежегодно выделяются бюджетные средства на поддержание и благоустройство подобных захоронений. В этом году на эти цели направят около 87 тысяч рублей.

dralukk73@mail.ru

Фото автора и Марии АМЕЛИНОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter