Календарь и традиции: 20 – 26 января 2020 года

«Памяркоўны дзiк» — наш «кабанец»

Традиционно 20 января, на Иоанна Крестителя, поутру вся семья собиралась за столом — понемножку пили крещенскую воду «з Iарданi». В некоторых регионах этот день, который практически заканчивал период новогодних праздников, называли «прывадохрышча», «лянiвы дзень» и не работали. Но притом не забывали правило: «празднуй раз в месяц — будешь веселым, запразднуешь каждый день — будешь голым».


21 января в традиционном народном календаре проводы Коляд, когда «Каляда толькi да абеда», а после обеда каждый принимался за отложенные на время праздников дела. И в календарной обрядности наступал «зацiшак». 

Январь подходит к концу, поэтому в крестьянском хозяйстве наступает время постепенно включать режим экономии. Вообще, все мысли земледельца уже направлены на новое время, на весну и даже на лето. В этот день могли случаться сильные ветры. Замечали: если ветер дует с юга — весь предстоящий летний сезон будут сопровождать сильные грозы. 

23 января — Григорий‑летоуказатель. Если ветки деревьев покрывались инеем — лето ожидалось с сильными дождями и прохладное; сухая погода — знак того, что все три летних месяца окажутся не просто теплыми, но даже «спякотнымi».

24 января — Федосий («Хвядос»), «Фядос‑цяпляк». Если день стоял действительно теплый, значит, весна обещает быть ранней и дружной.

25 января — Татьянин день. Считается, что все Татьяны отличаются трудолюбием, целеустремленностью, упорством, достигают успехов в любой работе, отмечается их стремление к наукам, они чаще руководствуются умом, нежели сердцем. 
В Татьянин день внимательно наблюдали за погодой: солнце и небольшой мороз обещали раннюю весну и такой же ранний прилет птиц; снег, даже небольшой, — предвестник дождливого лета.
26 января — Ермил, Ерема. В народе замечали: если в этот день кошка когти точит — в ближайшее время быть ненастью: «котка сценку дзярэ, то будуць вiхуры на дварэ». 

28 января, на преподобного Павла становится заметным увеличение светового дня: «преподобный Павел день прибавил». Звездная ночь — к хорошему урожаю льна.

Январь — брачная пора у волков, диких кабанов и …ворон. Количество хищных животных в разное время также различается, но чаще всего в их среде происходит так называемый процесс саморегуляции: ну не может волк, как у нас говорят, «траву есцi». Однако если число мелких животных в лесах сокращается, а стая серых хищников увеличивается, начинаются набеги лесных разбойников на сельские подворья. 

Дикого кабана часто называют «дзiк», «вяпрук» — в соответствии с его свирепым видом и повадками. С давних времен дикий кабан у белорусов и многих других народов считался символом «плоднасцi», так как его самка приносит большое количество полосатых поросят. В прежние времена мясо «дзiка» давало возможность человеку обогатить свой рацион «серьезной пищей». Агрессивный характер зверя и его свирепый вид делали дикого кабана символом «баявой магутнасцi», поэтому на шлемах древнегерманских воинов изображались головы «дзiка». При археологических раскопках часто находят различные изделия из кабаньих клыков: древние люди верили, что такие амулеты охраняют в боях и схватках, защищают попавших в окружение врага. А вот в белорусских народных сказках дикий кабан почему‑то не представляется таким уж злым и свирепым и выступает под вполне «памяркоўным» именем «кабанец». 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter