Палитра памяти

Неизвестные документы времен Великой Отечественной войны – на холсте, бумаге и фотопленке, в дереве и камне – представили музеи Минска и Москвы на выставке «Палитра памяти» в Национальном художественном музее Беларуси. На обломках деревянного дома, присыпанных землей, валяется кукла-неваляшка, разбросана покореженная посуда, торчат обугленные фрагменты того, что раньше было мебелью… И все это прямо на паркете художественного музея.

Зрелище печальное, но более чем реалистичное: ведь это «макет» всего одной минской усадьбы, разрушенной немецкой бомбой в первые дни войны.  А их только в одном Минске было разрушено тысячи. С подобными воспоминаниями на выставку, организованную к 65-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков, приходят многие посетители.
В частности, художественный музей Беларуси представил на двух этажах картины лучших художников, которые живописали войну: это и крупные баталии, и эпизоды быта, портреты героев и рядовых войны. Даты этих работ говорят сами за себя: 1942, 1943, 1944 годы. Много работ сделано сразу после освобождения Минска: кажется, каждый художник стремился запечатлеть для истории первые дни мирной жизни столицы. Площадь Свободы – вся в руинах, над которыми возвышаются устоявшие башни кафедрального костела; окрестности оперного театра…
Еще более красноречивы снимки. Вот, например, немецкие. Год скорее 1941-й, но снимки уже цветные. На одном – перекресток улиц: слева – руины каменного здания с шикарным фасадом, справа – деревянная «халупа», чуть ли не до чердака увешанная немецкими объявлениями и указателями вроде «Дранг нах…» – Полоцк, Смоленск, Москву… Видно, что бумажное производство у оккупантов развивалось не меньшими темпами, чем военное наступление. Правда, с началом отступления «нах фатерлянд», всяческих инструкций и предупреждений на городских столбах занятых территорий стало еще больше.
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны некоторые из наиболее характерных объявлений представил перед публикой в залах художественной галереи. По ним легко судить о главных этапах войны.
Вот «информация» от 29 сентября 1941 года: население призывается к «борьбе с бандами и группами террористов». Некоторые «исследователи» любят утверждать, что ранее 1942-го, а то и 1943 года партизан и подпольщиков в Беларуси не было, пока, мол, «Москва не прислала подкрепление». Но вот немецкое свидетельство обратного. Терминология, заметьте, у документа своеобразная. Так сказать, психологически тонкий подход: господа белорусы, переловите не согласных с новым порядком – и наступит счастливая жизнь.
Обращает на себя внимание дата следующего документа: 8 июля 1944 года. То есть Минск уже освобожден, но Гродно еще находится «под немцами». И захватчики спешно публикуют здесь на красной (чтоб заметно было!) бумаге объявление на немецком, польском и белорусском языках (чтоб «непоняток» не возникло!), в котором констатируется: «В последние дни некоторое количество лиц самовольно оставило работу». Далее звучит грозный сигнал: «Оставление работы, как саботаж, будет караться смертью». Понятно, что народ, узнав, что Красная Армия выбила врага из Минска, даже под страхом смерти не собирался «пахать» на рейх.
Впрочем, страдали все – и наши, и простые немцы. Поэтому рядом с рисунками минских руин демонстрируются фотоснимки улиц Берлина, по которым советские и союзнические войска тоже изрядно прошлись с воздуха и по земле.
Между тем минский Дом правительства, как известно, удалось спасти. О подвиге красноармейцев, наступавших на немцев с такой скоростью, что те просто не успели взорвать здание, – символ государственности Беларуси, много написано. Однако, пожалуй, впервые именно на выставке «Палитра памяти» экспонируется фотофакт: как русские солдаты Балин и Свидлов выносят на площадь перед «белым домом» невзорвавшиеся фугасные авиабомбы. Рядом еще одно фото (уже немецкое) – та же площадь, но другой ракурс: низвергнутый Ленин. Фигуру Ильича немцы сразу после взятия Минска в 1941 году отпилили от постамента перед Домом правительства. И скульптура вождя долго лежала на асфальте как символ победы фашистов над советской властью. До тех пор, пока не случился «Минский котел» и последующее за ним 3 июля 1944 года освобождение столицы Беларуси.
Выставку «Палитра памяти» на высшем уровне открывали министр культуры Беларуси Павел Латушко и Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Павел Латушко отметил особую важность того, что в рамках сотрудничества двух стран проводятся такие объединяющие культурные акции. А Павел Бородин, поздравляя минчан с 65-летием освобождения города от фашистской оккупации, сказал: «В музейных залах нетрудно убедиться, что Беларусь – это настоящий щит России, видно, кто защищал нашу Родину. И наше общее прошлое, скрепленное в годы войны, – лучшая гарантия того, что русские и белорусы остаются одним народом, который жил, живет и будет жить вместе».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter