Как в белорусско-российском приграничье борются с контрабандой спирта и фальсифицированного алкоголя

Паленым пахнет

Контрабанда алкоголя — явление многолетнее. Оно не имеет ярко выраженной сезонности, но давно замечено: в преддверии новогодних праздников дело заметно оживляется. Дельцы стремятся ни за что не упустить своей выгоды. Как действуют бутлегеры приграничья, какие контрмеры предпринимает против них милиция, что стоит знать любителям крепких напитков с подпольных заводов — в этих вопросах разбирался корреспондент «Р».

В тайниках автомобилей контрабандисты провозят сотни литров нелегального спиртного.

От ацетона до «Рояля»

Предтечей истории спиртовой контрабанды можно считать времена позднего СССР и введенный сухой закон. Эффект это, казалось бы, благое начинание имело обратный: отпускавшаяся по талонам водка превратилась в настоящую валюту, расцвели спекуляция и самогоноварение. Те же, кто не мыслил жизни без алкоголя, учились пить «все, что горит». В ход шли одеколон, ацетон, стеклоочистители и другие средства бытовой химии. Матерые выпивохи использовали даже предназначенные для уничтожения насекомых «дихлофос» и «Хлорофос». Мол, так крепче, так лучше. Как лучше хотели и устроители антиалкогольной кампании. Но получилось как всегда. А затем распался Советский Союз и начались лихие 1990-е.

Прилавки заполонили диковинные напитки с пафосными названиями. С телеэкранов лилась немыслимая сегодня реклама. Вся страна знала, кто такой Rasputin и почему он должен подмигивать с бутылки. А одним из символов смутной эпохи на постсоветском пространстве стал спирт «Рояль» крепостью 96 процентов. По неофициальным данным, на счету этой ядреной жидкости не одна загубленная (точнее — отравленная) жизнь.

Не зевали и ушлые торговцы из-под полы, для которых настали золотые времена. Не особо таясь, они сбывали сплошной контрафакт, будь то сигареты поштучно или алкоголь смутного происхождения. Поначалу об этом никто не задумывался. Вот бутылка с этикеткой и пробкой, внутри ароматная и крепкая жидкость. Что может быть не так?


Но вскоре все стало слишком очевидным. В лексикон потребителя вошли слова «паленка» и «катанка».

Заводы в ангарах

С тех пор утекло много воды и разбавленного ею спирта. Обороты на черном рынке уже не те. Однако и говорить о его полном исчезновении нельзя. Контрафактный фальсификат по-прежнему поступает из приграничных регионов России, где, собственно, он чаще всего и производится. Ряд таких случаев описан на сайте УМВД Российской Федерации по Брянской области.

В сводках фигурируют Погарский, Почепский, Выгоничский районы. Подпольные заводики, оснащенные автоматическими линиями, функционировали на арендованных складах и в ангарах. Одним из таких владела ОПГ в составе восьми человек. Полиция изъяла более 70 000 бутылок готового продукта, сырье, тару и фурнитуру для укупорки, а также специальные федеральные марки с признаками подделки (аналоги наших акцизов). Общая стоимость изъятой продукции превысила

19 миллионов российских рублей. Сообщается также, что изготовители незаконно использовали товарные знаки известных производителей, причинив им ущерб на сумму около 9 миллионов.

В другом случае также действовала организованная группа, в которую наряду с местными жителями входили граждане ближнего зарубежья. Возможно, белорусы. Производство размещалось на территории металлобазы в городке Дятьково. В ходе расследования проведено свыше двадцати судебных экспертиз, допрошено более 100 свидетелей.

Впрочем, обычно обвиняемые получают символические сроки, а то и вовсе отделываются штрафами. Ни то, ни другое не гарантирует их отказа от криминального промысла впредь.

И хотя основные объемы ориентированы на регионы России, часть продукции уходит в Беларусь. Чему способствуют все те же факторы: прозрачность границы, ценовая разница и, конечно, тесные связи весьма предприимчивых, но не очень законопослушных граждан обеих стран.

Контрафактную водку чаще всего производят на подпольных заводах в России.

Проверки на дорогах

Трасса М-10, берущая начало в Добрушском районе от границы Российской Федерации, в эти дни на особом контроле. На сопредельной стороне к ней примыкает М-13 Брянск — Новозыбков — граница с Беларусью. Для перевозок в обе стороны это самый прямой и короткий путь. Норовят воспользоваться им и контрабандисты. Поэтому стражи дорожного порядка приграничных регионов заинтересованы в объединении усилий.

Регулярно УГАИ УВД Гомельского облисполкома и ГИБДД УМВД России по Брянской области проводят совместную отработку.

Вместе с сотрудниками отправляюсь в очередной рейд. По дороге руководитель оперативного подразделения гомельской ГАИ «Молния» Валентин Коноплицкий рассказывает о самом крупном в своей практике изъятии жидкой контрабанды:

— В 2015 году в Ветковском районе задержали сразу три микроавтобуса, оборудованных тайниками. Жители Барановичей перевозили пять с половиной тонн спирта. Не для протокола они признались, что занимаются этим регулярно. Товар приобретают где-то в Орловской области.

Рекорд прошлого года установил житель Бреста. С разницей в три недели его задерживали дважды. Но запомнился он тем, что возил контрафакт на машине-эвакуаторе. Тайники находились в нишах над кабиной и под обшивкой транспортной площадки. В общей сложности было изъято более 1500 литров спирта и свыше полутора тысяч бутылок российской водки.

А одно из последних значимых задержаний произошло в конце ноября. Сотрудники взвода по охране территории радиоактивного загрязнения Добрушского РОВД остановили «Фиат Дукато». Житель Бобруйска вез почти 500 пятилитровых канистр со спиртом и более 300 бутылок водки.

Накануне новогодних праздников милиция работает в приграничье постоянно.

— В настоящее время ситуация под контролем и не вызывает серьезных опасений, — начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома Андрей Гаркуша характеризует текущую обстановку. — Граждане везут в основном легальный алкоголь в пределах разрешенного лимита. Помимо трасс, экипажи отрабатывают объездные пути, которыми при подходящих погодных условиях пользуются нарушители. При этом тесно взаимодействуем с другими подразделениями милиции, а также с нашими российскими коллегами.

Норму знай

Встреча коллег соседних регионов традиционно проходит на нулевом километре трассы М-10. Сотрудники приветствуют друг друга крепкими рукопожатиями и шутками. Многие знают друг друга уже не первый год. А вот руководители инспекций знакомятся впервые.

Начальник ГИБДД УМВД России по Брянской области Михаил Будылин назначен на должность совсем недавно, однако в эффективности совместной работы не сомневается:

— Задача у нас общая — обеспечение безопасности дорожного движения и пресечение правонарушений, включая контрабанду запрещенных товаров. Пока заметного всплеска нет, но мы не расслабляемся. На трассах федерального значения проводятся оперативно-профилактические мероприятия. Также налажен постоянный обмен информацией и положительным опытом работы.

Пока руководители координируют действия и обсуждают насущные вопросы, инспекторы начинают проверки. Если наши милиционеры охотятся на спиртовозов, в приоритете у российских коллег борьба с незаконным ввозом табачных изделий. У нас они стоят дешевле и потому ожидаемо стали предметом контрабанды. Последняя крупная партия изъята в начале осени. Предприниматель из Брянской области вез на родину 134 000 пачек сигарет стоимостью более 200 000 рублей. Документов на товар не было. Итог предсказуем: протокол, суд, конфискация и штраф...

Госавтоинспекции приграничных регионов взаимодействуют для усиления контроля на трассах.

Впрочем, нынешняя проверка проходит спокойно. Выявлен лишь десяток нарушений ПДД. Единственная машина, в которой обнаружили спиртное, принадлежит супружеской паре пенсионеров. Они возвращаются из Брянска домой. Вопросы вызывает коробка с бутылками игристого вина.

— Купили по акции розовое шампанское — сейчас скидки хорошие, — поясняет водитель. — А у нас тут совпало: и у сына день рождения, и у внучки скоро отмечать будем. Ну, и Новый год, само собой.

Инспекторы пересчитывают содержимое коробки. Оказывается, количество бутылок — впритык к разрешенным для перевозки пяти литрам. Пенсионер пожимает плечами:

— Признаюсь честно, я и не знал про эту норму, поэтому даже как-то не задумывался. Жена вообще советовала еще взять. Хорошо, что не послушал. Теперь хоть в курсе будем.

Взяли пример

В милиции на пресечении незаконного оборота спиртосодержащей продукции специализируются борцы с экономической преступностью. Они рассказывают, что апогей пришелся на 2008—2009 годы. Тогда перевозчиков задерживали едва ли не каждую неделю. В основном в Ветковском и Добрушском районах.

Во многом бутлегеры заимствовали тактику тех, кто нелегально возил в Россию металлолом. Взять хотя бы автомобиль сопровождения, исполняющий функции головного дозора. Водитель пустой машины едет впереди и, заметив опасность, предупреждает напарника. После чего тот меняет маршрут или остается ждать на российской территории. Иногда в разведку специально отправляют грузовик, который должен послужить фальшивой приманкой. Расчет на то, что его обязательно остановят для досмотра. А в это время груз благополучно пройдет другим путем. Все эти уловки давно известны. И способы противодействия — тоже.

В милиции отмечают, что «спиртовики» ведут себя сдержаннее. До погонь со стрельбой по колесам, как это случалось с «металлистами», не доходило. Кстати, отдельные контрабандисты, сдавая лом, прямо в пунктах приемки покупали спирт. К взаимной выгоде сторон, логистика была отлажена на высоте. Впрочем, в последнее время контрабанда металла почти прекратилась. Из-за падения закупочных цен в России возить туда лом, рискуя транспортом и получая штрафы, стало невыгодно.

Призрак водки

Однако вернемся к спирту. Начальник отдела организации раскрытия преступлений УБЭП КМ УВД Гомельского облисполкома Виталий Филиппович вспоминает об одном из крупнейших задержаний:

— Это была партия в 10 тонн. Перевозчика установили оперативным путем. Отследили маршрут движения фуры, остановили. Внутри — канистры с этикетками «Бытовой растворитель». На самом деле, конечно же, там был спирт.

Маскировка таких грузов — отдельная песня. Чаще всего контрабанду пытались выдать за жидкость для обработки автомобильных стекол от замерзания. На канистры и бутылки лепили распечатанные на принтерах наклейки с названиями «Максимка» и «Кирюша». Но экспертиза все расставляла по местам.

В разгар перевозок милиция работала в приграничье постоянно. Одновременно стражи порядка наведывались по адресам, где хранился суррогат и торговали из-под полы фальсификатом. К слову, после ликвидации очередного канала в той или иной местности происходил незначительный рост реализации алкоголя в магазинах.

В УБЭП утверждают: принятые меры дали эффект. Регулярных перевозчиков спирта в регионе почти не осталось. Сократились и цепочки реализаторов, ранее включавшие нескольких оптовиков. В деревнях выявляются отдельные факты нелегальной торговли разбавленным спиртом и самогоном. Хотя и сельские жители начали относиться к выбору напитков аккуратнее. К тому же слухи здесь быстро расходятся — очень скоро в питейные дома стучится милиция. Но даже тогда, как правило, изымается небольшое количество. Что, к слову, тоже показатель невысокого спроса. Если бы, к примеру, пять литров спирта реализовывались за сутки, хозяевам точек пришлось бы идти на риск и держать под рукой больше.

Производств фальсификата в Гомельской области не выявлялось. Дешевле привезти готовые напитки из России. Собеседник показывает снимки изъятых в этом году партий. На бутылках — криво приклеенные акцизы, этикетки с указанием состава и информацией о производителе. Некое ООО в Новосибирском районе. При проверке выяснилось: данное предприятие давно прекратило деятельность. А водки с такими названиями и вовсе никогда не существовало. Некоторые из них явно косят под известные торговые марки. Самый яркий пример — «Финская». Рядом напитки попроще — «Пшеничный нектар», «Застольная», «Лабиринт».

На самом деле все это разливается на подпольных заводах. На одном из таких были обнаружены канистры с надписями: «Виски», «Текила», «Ром», «Коньяк». То есть эссенции неизвестного происхождения добавлялись в спирт. Нехитрым способом можно изобрести любой «коктейль». Вот только пить его отважится разве что тот, кому уже нечего терять.

— Всего с начала года в Гомельской области изъято из незаконного оборота 11 100 литров спиртосодержащей жидкости, — приводит статистику Виталий Филиппович. — Сейчас больше усилий направлено на профилактику. Она не так видна со стороны, но ведется постоянно. И это сдерживает аппетиты тех, кто не прочь заработать в обход закона.

Достаточно одного глотка

Изымаемый фальсификат направляется к криминалистам. Сначала они определяют наличие в жидкости этилового спирта, затем выявляют его концентрацию.

— Был случай, когда нам поступила партия различных напитков, включая якобы элитное виски, — рассказывает старший эксперт Гомельского межрайонного отдела ГКСЭ Беларуси Евгений Королев— Однако, как выяснилось, все они, независимо от названий на этикетках, условно говоря, разливались из одной бочки. И, конечно, не соответствовали критериям качества.

Судебный эксперт-химик Оксана БАСКАЛОВА.

Стоит отметить, некоторые граждане, употребляя нелегальную продукцию, хвалят ее за «мягкость». Объясняется это просто: содержание этилового спирта обычно не превышает 30–35 процентов вместо положенных 40. В общем, фальсификат. Так называют продукцию, изготовленную с нарушением технологии из заведомо более дешевого сырья. И ничего хорошего от этого ждать не приходится. Худшее из возможных последствий — смертельное отравление. 

В разбирательствах по таким происшествиям участвует отдел судебно-химических экспертиз управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера УГКСЭ по Гомельской области. С начала года здесь проведено более 100 экспертиз. Во всех случаях следствие изначально предполагало, что причиной смерти стали суррогаты. Однако такая версия подтвердилась лишь в семи случаях.

— Так называемыми суррогатами в профессиональной среде принято называть отравляющие вещества, которые можно употребить вместо обычных спиртных напитков и получить при этом летальное отравление. Они подразделяются на несколько групп, — разъясняет нюансы клинической токсикологии государственный медицинский судебный эксперт-химик Оксана Баскалова. — К первой относятся растворы, приготовленные на основе этанола с содержанием различных примесей. Ко второй — те, в которых этанола нет, но присутствуют другие спирты. В большинстве случаев это метиловый спирт (метанол) — крайне токсичное вещество, 3–5 мл которого достаточно, чтобы ослепнуть, и 30–50 мл — для летального исхода. К третьей — органические растворители, включая органические летучие соединения (толуол, бензол, этилацетат, дихлорэтан и другие). К ним также относятся, например, средства технической химии — антифризы, стеклоочистители, растворители, тормозные и другие жидкости, не предназначенные для питья. В данной группе наиболее распространенным отравляющим соединением является этиленгликоль, смертельная доза которого около 100–150 миллилитров.


Пить или жить

Впрочем, куда чаще люди получают отравления от купленного в магазинах, но употребленного сверх всякой меры алкоголя. То есть от передозировки. Хотя понятия дозы как такового не существует. Какая капля спирта может стать последней, не знает никто. Многое зависит от состояния здоровья, наличия заболеваний и других физиологических особенностей конкретного человека. К слову, средний возраст отравившихся суррогатами составляет 50—55 лет. Казалось бы, время экстремальных экспериментов над собой должно пройти. Но нет.

И все же общие тенденции внушают осторожный оптимизм.

— По сравнению с тем, что творилось 10—15 лет назад, количество отравлений суррогатами существенно снизилось, — констатирует начальник отдела Александр Кривенчук— Хотя по-прежнему периодически случаются всплески. Как правило, жертвами становятся люди, ведущие асоциальный образ жизни, хронические алкоголики.

Стоит отметить еще одну тенденцию. На первое место, обойдя алкогольные суррогаты, вышли случаи отравлений лекарственными препаратами и наркотическими веществами.

Последним пунктом в маршруте нелегального алкоголя становятся гидролизные заводы. Здесь контрафакт подвергается промышленной переработке. Возможно, именно это сохранило здоровье не одному любителю сомнительной выпивки. Стоит ли рисковать? Пить или жить — решайте сами.


Фото автора, УВД Гомельского облисполкома и с сайта МВД РФ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter