Палатка за 17 миллионов

Открытая белорусская экономика во многом зависит от внешней торговли. Правда, сальдо пока не в нашу пользу. Выровнять ситуацию правительство планирует в том числе через освоение производства импортозамещающих товаров

Все кругом отечественное, все кругом свое… 

Приблизительно такой идеологический лозунг бытовал во времена советской экономики. Административное «дозирование» импорта создавало иллюзию, что советской экономике совершенно нет необходимости в общении с внешним миром. В принципе, огромная страна была способна произвести практически любой товар. Однако даже в те времена часть технологического оборудования, комплектующих завозилась из-за рубежа. Правда, существование такого импорта не афишировалось. Открытая белорусская экономика во многом зависит от внешней торговли. Правда, сальдо пока не в нашу пользу. Выровнять ситуацию правительство планирует в том числе через освоение производства импортозамещающих товаров. Подход, конечно, правильный. Но, по-моему, не всегда при оценке таких инвестиционных проектов верно расставляются акценты. Иные руководители предприятий самодовольно козыряют импортозамещением, рассчитывая на государственную поддержку. Но забывают про другие экономические параметры: конкурентоспособность с иностранными аналогами, себестоимость, рентабельность… Можно наладить производство любой продукции, но оно в любом случае должно быть эффективным. Иначе инвестиции окажутся закопанными в землю. 

«Богатая» мысль 

Михаил Задорнов шутил: на Западе производят уже все что угодно – и трусы с капюшоном, и туфли с подошвой в дырочку… Если рассматривать ассортимент продукции мировой промышленности, то немало товарных позиций не выпускается не только в Беларуси, но и в СНГ. Иные директора предприятий потирают руки: какой длинный список импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров... Впрочем, это совершенно не означает, что они пригодны для коммерческого производства в Беларуси. Конечно, быть единственным производителем на территории Содружества престижно, но не всегда прибыльно. 

Пару лет назад одно белорусское предприятие всерьез рассматривало вопрос освоения выпуска искусственного газона для спортивных площадок. Идея выглядела заманчивой. Для модернизации основных фондов основного профиля было необходимо около 20 миллиардов рублей, а инвестиции в «искусственную траву», по предварительным расчетам, составляли менее миллиона долларов. На территории СНГ ее никто не производил. Вроде бы шикарный проект. Но, слава богу, его не реализовали. 

При ближайшем рассмотрении оказалось, что не случайно ни у одного инвестора из стран Содружества не нашлось для этого «лишнего» миллиона. Оказалось, что в СНГ на такие газоны нет спроса. В то время как страны Западной Европы потребляют искусственные травяные покрытия сотнями тысяч квадратных метров. В той же Англии практически в каждом колледже имеются теннисные корты, на которых каждый день тренируются студенты. А в Беларуси и десяток спортивных комплексов с трудом найдется. Кому этот газон нужен? Кроме того, стоит он недешево, поэтому берегут его как зеницу ока. Если проводятся футбольные и теннисные матчи на искусственных покрытиях, то поиграть на них позволено только признанным мастерам, а не простым любителям. 

Схожая ситуация сложилась и в спортивной индустрии у соседей. Оказалось, что даже совокупный рынок СНГ не сможет обеспечить заказами производителя искусственных газонов. А ведь для положительной рентабельности необходимо достигнуть определенных объемов выпуска. Наполовину заполненные производственные мощности делают себестоимость продукции слишком высокой, и она теряет конкурентоспособность. В итоге оказалось, что синтетическую травку сегодня целесообразнее покупать за границей. 

Интересный проект родился и у руководства одного из текстильных предприятий. История фабрики стандартная для легпрома: в советские времена процветали, выпускали рубашечную ткань, которая пользовалась успехом… Сейчас – почти стопроцентный износ основных фондов, проблема с оборотными средствами, с реализацией. Идея выхода из кризиса родилась неожиданно: покрывать свой материал специальными полимерными составами, чтобы получилась тентовая ткань. Из нее делают тенты для грузовых фур, палатки… Причем никто в СНГ такую продукцию не выпускает. Скажем, россияне ежегодно завозят около 400 миллионов квадратных метров из-за рубежа. 

Казалось бы, перспективный рынок. Но возникает немало вопросов, на которые пока так и не удалось получить ответа. Основной из них — по какой причине потенциальные потребители тента бросят своих проверенных французских и немецких поставщиков и переключатся на белорусский вариант? А самой Беларуси тента необходимо не так уж и много... Причем собственных средств на реализацию проекта у предприятия нет: надеются на государственную поддержку. А средства необходимы немалые – около 17 миллионов евро. Не слишком ли дорого за удовольствие иметь отечественную палатку?! 

Скромность украшает   проект 

Как говорят эксперты, многое в стратегии на предприятии зависит от предыдущей карьеры директора. Если до повышения он занимался финансами, на предприятии включается режим «сверхэкономии», сбытом – на рекламные бюджеты денег не пожалеют, отвечал за производство – основной упор делается на выпуске продукции… А между тем профессиональный руководитель должен в равной мере уделять внимание всем направлениям. Но до такой практики белорусский топ-менеджмент еще не дошел. 

Большинство белорусских директоров по стилю своего мышления – производственники. Нередко от этого и происходят различные казусы. Хотя бы в оценке инвестиционных проектов. Освоить выпуск практически любой продукции сегодня не проблема. Европейская станкостроительная отрасль готова поставить «под ключ» любое оборудование. В принципе, «железо» уже не приносит успеха. Сегодня на рынке идет борьба не техники, а технологий. Не только производственных, но и управленческих, маркетинговых, логистических. В зависимости от различных исключительно организационных факторов производительность труда может различаться в 2—3 раза. Естественно, это серьезно влияет на себестоимость и издержки. А просто произвести – это уже не проблема. 

Тем не менее в бизнес-планах зачастую учитывается только производственный момент. Все считают необходимые средства на «железо», но забывают про издержки, которые связаны с выводом товара на рынок. А эти расходы могут превышать вложения в производство. Скажем, та же тентовая ткань. Ведь, чтобы завоевать соседний рынок, необходимо обеспечить маркетинговую поддержку новому товару, организовать дилерскую сеть, возможно ради конкуренто-способности придется предоставлять потребителям отсрочки платежей и другие преференции. А дебиторская задолженность ложится дополнительными издержками на плечи предприятия… Кроме того, некоторое время небольшой спрос не позволит полностью загружать производственные мощности. А это новые скрытые издержки. 

Увы, нередко белорусские предприятия сквозь розовые очки смотрят на жизнь и свою продукцию. А потом получается: производство товара освоили, а куда его деть —не знают. Инвестиционные деньги закончились, на маркетинг средств нет, а запросто брать неизвестный товар никто не торопится… И тогда всплывает пресловутое «купляйце беларускае»… 

Как   изменчива природа 

Производство пеллет – перспективное экспортно-ориентированное направление. В Беларуси вскоре два лесхоза начнут их выпуск. Оценки эффективности начинания пока высказывают весьма осторожные. 

— Дело для нас достаточно новое, — говорит заместитель министра лесного хозяйства Николай Юшкевич. – Мы посчитали, что себестоимость тонны пеллет – 30—40 евро, средняя цена на европейском рынке – 100—120 евро. Хотя на нее влияет множество факторов. Например, теплая зима в этом году резко уменьшила спрос. 

Вообще, внешние рынки – субстанция изменчивая. Скажем, еще несколько лет назад жлобинская фабрика «БелФА» чуть ли не половину своей продукции (искусственный мех) поставляла в Украину. А потом украинские бизнесмены привезли из-за рубежа несколько бывших в употреблении европейских технологических линий и наладили собственное производство. А для белорусского меха разными способами постарались закрыть свой рынок. 

Кстати, в некоторых сферах на грабли импортозамещения уже наступили россияне. Например, в определенный момент решили отказаться от поставок белорусской спецтехники и выпускать свою. Несколько образцов сделали, но получилась она дорогой, да и качество хромало. Потратили время, деньги и снова вернулись к сотрудничеству с белорусскими предприятиями. Наглядный пример: для освоения новых технологий необходим в том числе и опыт. 

Возможно, при реализации инновационных проектов в первую очередь необходимо обращать внимание не на импортозамещающую составляющую, а на реальную нишу, которую может занять на рынке продукция. Пришло время реальному сектору экономики «нащупать» свою специализацию. А не заниматься «инноваторством», основываясь на принципе: этот товар в Беларуси никто не производит. Иначе мы получим палатки за 17 миллионов евро… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter