«Пахарь» земледельцу не товарищ?

Самым понятным и эффективным шагом к биологизации сельского хозяйства могла бы стать вермикультура, то есть производство гумуса с помощью дождевых червей

Самым понятным и эффективным шагом к биологизации сельского хозяйства могла бы стать вермикультура, то есть производство гумуса с помощью дождевых червей. Однако новое направление повышения плодородия земли, которое распространилось по всему миру после выведения чрезвычайно продуктивного красного калифорнийского червя, на постсоветском пространстве порой пробивает себе дорогу на поля с трудом. В частности, в нашей стране, где даже не существует юридических препятствий для освоения заокеанской технологии, поскольку энтузиастами из научно-производственного кооператива «Гамбит» НАН Беларуси получена прекрасная отечественная порода дождевого червя «пахарь», количество хозяйств, использующих новинку, остается мизерным. Это констатировали участники проходившей в Минске международной конференции по экологическому земледелию, которая собрала ученых и специалистов сельского хозяйства из 10 стран.

— Надо отметить, что вермикультура в нашей стране знала хотя и короткие, но лучшие времена, — говорит член международного оргкомитета конференции Анатолий Туболец. – Пример Украины, где благодаря государственной поддержке новинка прижилась повсеместно, вдохновил в начале 90-х годов малый бизнес Беларуси, и у нас как грибы после дождя начали появляться предприятия, производящие биогумус. Доступность технологий, достаток сырья, низкая арендная плата за землю и помещения, умеренные расходы на воду и тепло делали свое дело. И все шло хорошо, пока не начали подводить итоги. Вот тут-то и сказалась «стародавняя» закалка руководителей хозяйств, предоставивших предпринимателям основные фонды. Полученную прибыль, согласно договорам о совместной деятельности, следовало делить поровну. Но прибыль благодаря самоотверженной работе арендаторов по 12—14 часов в сутки и без выходных оказалась хорошей, а потому руководители хозяйств начали требовать ее перераспределения, чаще всего в соотношении 90 к 10 в свою пользу. 

Понятно, что при таком уровне экспроприации предпринимателям оставалось только свернуть производство. Его, правда, пытались взять в свои руки государственные агрохозяйства, но дело не пошло, так как процесс оказался слишком для них хлопотным. С другой стороны, те немногие частные фирмы, которые все же имели производственные фонды, неожиданно оказались вне конкуренции, а потому стали работать недобросовестно, завалили рынок некачественными биоудобрениями и тем самым подкосили интерес к ним. 

Таким образом, внедрение вермитехнологий в Беларуси затормозилось, хотя всюду в мире они развиваются, так как дают замечательные результаты. Например, в материалах, представленных Институтом мелиорации НПЦ НАН Беларуси по земледелию, убедительно показывается, сколь высокой становится биологическая активность почвы после внесения биогумуса, и эти исследования подтверждаются результатами испытаний удобрений в полевых условиях. Как отмечается, под их воздействием картофель дал прибавку от 19 до 43 центнеров с гектара, урожай ячменя повысился на 6,9—7,9 центнера на каждом гектаре. 

Российские исследователи из Владимирского госпедуниверситета приводят данные о том, что биогумус при одновременном сокращении наполовину нормы внесения минеральных удобрений повышает сахаристость свеклы на 1,3 процента. Красноярский государственный аграрный университет провел интересные эксперименты на рапсе и показал, что наземная масса этого растения увеличивается благодаря вермитехнологиям в 2,2 раза! 

Не менее интересны и результаты проверки полученного урожая на содержание тяжелых металлов. Оказалось, что даже на очень загрязненных почвах продукция полей, удобренных биогумусом, получается исключительно чистой, чего нельзя сказать об урожае с контрольных участков. Объясняется феномен просто: дождевой червь, пропуская через себя почву, заботится о своем здоровье и переводит все токсичные компоненты в недоступную для усвоения форму. Этот факт имеет огромное значение еще и в связи с тем, что с радионуклидами цезия и стронция червяк обходится точно так же, как со свинцом, цинком, кобальтом, хромом и другими нежелательными «приправами». Кроме того, доказано, что вермикомпост способствует снижению содержания нитратов в продукции, повышает устойчивость растений к экстремальным погодным условиям и болезням. 

Словом, червяк – существо столь положительное, что остается только удивляться: почему его у нас до сих пор по-настоящему не мобилизовали на сельхозработы и решение экологических проблем? 

— Среди проблем, мешающих развернуться отечественным производителям биогумуса, я бы назвал сначала низкую информированность населения, — говорит Анатолий Туболец. – У нас в стране много удобрений и препаратов на основе торфа, которые, хотя и сдобрены минеральными удобрениями и микродобавками, уступают биогумусу по эффективности и экологической чистоте, но стоят дешевле. Это и определяет выбор покупателя, которому стесненность в средствах не позволяет интересоваться качеством. Кроме того, мешает неурегулированность цен. На продукцию белорусского производства у нас в стране можно сделать наценку только 30 процентов, а на иностранную – 100 и более. Поэтому торговля белорусские удобрения берет на реализацию неохотно. Большая проблема – отсутствие инвестиций. Белорусские инвесторы привыкли вкладывать средства в бизнес быстрой оборачиваемости, в пределах трех месяцев, а технологический цикл вермипроизводства – год. Иностранные же инвесторы требуют гарантий государства, а у государства интерес к этому предмету еще не прорезался. На мой взгляд, удивительную инертность проявляет Минсельхозпрод. 

Как подсчитали специалисты, потенциал для развития вермитехнологий в стране достаточный: как минимум, пять институтов, способных проработать проблему со всех сторон, а также более десятка коммерческих предприятий, готовых в любой момент развернуть масштабное производство (были бы инвестиции). Есть и достаточные запасы биомассы. По оценкам ученых, количество пригодной для переработки органики составляет в стране не менее 15 миллионов тонн в год. Из нее с помощью вермитехнологий можно получать примерно 5 миллионов тонн высококлассных органических удобрений и около 400 тысяч тонн биомассы червя, которая в мире используется для производства кормовых добавок, медпрепаратов и даже косметики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter