Гигин: санкционный 6-й пакет — крупное поражение евроатлантистов

Пакет пять с половиной

Наверное, кто‑то в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе может вздохнуть облегченно: страны Евросоюза наконец согласовали очередной пакет антироссийских санкций. Его назвали шестым — и это некоторое преувеличение. В окончательную версию вошли далеко не все ограничительные меры, которые закладывались изначально.

Измор несогласных как европолитика

Санкции в Европейском союзе, как и все остальные решения, принимаются консенсусом. Пока. Дело в том, что очередной пакет проходил настолько тяжело, стоил его инициаторам таких нервов, что в кабинетах и коридорах евробюрократии стали раздаваться голоса, призывающие отказаться от этого «анахронизма». Вторят им и приближенные средства массовой информации. Явно благосклонно на эту идею смотрят и американцы, имеющие через свои клиентские государства существенное влияние на дела ЕС. Добро на очередной пакет было заполучено натуральным измором несогласных. Да это хорошо видно и по хронологии событий.

С 21 февраля по середину апреля было принято аж пять пакетов, они буквально следовали один за другим. Первые проходили вообще с лету! А вот дальше начались проблемы.
Стало понятно, что никакого быстрого негативного эффекта на экономику России санкции не оказывают. Да, в перспективе по итогам текущего года ВВП страны просядет на несколько процентов. Так ведь и мировая экономика уже испытывает на себе шоковый удар. В том же ЕС разгоняется инфляция, невиданная со времен кризиса 1970‑х.
Зато санкции стали одним из факторов роста цен на энергоносители. А Россия благодаря этому ежедневно (!) зарабатывает сотни миллионов долларов.

И вот шестой пакет предполагал введение постепенного эмбарго на российскую нефть. 18 мая Еврокомиссия представила план REPowerEU для скорейшего отказа от российских энергоресурсов, в том числе и газа. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что он будет основан на трех принципах: экономия энергии, ускорение перехода на возобновляемые источники и диверсификация поставок. План рассчитан до 2027‑го, на его реализацию, по оценке Брюсселя, понадобится 210 млрд евро.

Тактика угроз не сработала

Однако все эти предложения натолкнулись на ожесточенное сопротивление целого ряда стран Евросоюза. Недовольных возглавила Венгрия. Ее премьер‑министр Виктор Орбан подвергается оголтелым нападкам, угрозам и оскорблениям. В чем его только не обвиняют! Но он стоит как скала на страже национальных интересов и здравого смысла. Орбан опирается на безусловную поддержку своей партии «Фидес» и мандат доверия избирателей, выданный на апрельских выборах в парламент. Венгры заявили, что за отказ от российской нефти потребуют 18 млрд евро компенсации. Сумма, очевидно, неподъемная.

Упорство венгров вдохновило и другие государства. 16 мая глава европейской дипломатии Жозеп Боррель сообщил, что ЕС не смог согласовать очередной санкционный пакет. Ранее Боррель предупреждал, что помешать этому могут разногласия некоторых стран по нефтяному эмбарго.
Это стало крупным поражением евроатлантистов. Их привычная тактика шантажа и угроз не сработала, да еще по такому важному вопросу. Вкупе с возражениями Турции по вступлению Швеции и Финляндии в ­НАТО это поставило под сомнение всю разрекламированную концепцию западной консолидации.
Пришлось идти на уступки. В итоге Совету ЕС удалось принять шестой пакет только вчера. Но со значительными изъятиями в пользу Венгрии, Чехии и Словакии как стран, не имеющих выхода к морю. Эмбарго на российскую нефть будет включать только поставки через танкеры. Трубопровод «Дружба» продолжит свою работу.

Нефти меньше — денег больше

Что это означает для России? Сразу оговоримся, что значение ограничительных мер недооценивать нельзя. По имеющимся официальным данным, в 2021 году на долю ЕС приходилось 47 процентов (108,1 млн тонн) российского экспорта нефти, на чем Россия заработала 50,9 млрд долларов. В десятку крупнейших покупателей российской нефти традиционно входят Нидерланды, Германия, Польша, Финляндия, Италия, Словакия. Эксперты полагают, что санкции затронут две трети общего объема европейского импорта нефти из России. Но это в миллионах тонн. А вот с денежным эквивалентом не все так просто. Как и предыдущие пакеты санкций, нынешний вполне вероятно приведет к росту цен на энергоносители, что смягчит удар. Для примера: в 2021‑м Россия поставила за рубежом на 3,7 процента меньше объема нефти, чем за предыдущий год, зато благодаря росту цен заработала на 34 процента больше. Вот такая арифметика.

Судя по всему, Россия готовилась к подобному неблагоприятному сценарию давно. Так, с 2012‑го доля ЕС в общем объеме нефтяного экспорта сократилась с 67 процентов до менее чем половины. Зато доля Китая неизменно растет и большими темпами. С 2017 года КНР неизменно находится в лидерах среди потребителей российской нефти. Кстати, и наша страна занимает четвертое место.

Но дело не только в тоннах, долларах и евро. Подчеркнем еще раз: шестой пакет обсуждался больше месяца! И получился он половинчатым. К нефти добавили еще отключение Сбербанка от SWIFT, а к этой мере российские банки приспособились. Санкции ввели против трех российских государственных медиа. Даже персональные санкции вышли не в полном объеме. Разочарование у русофобов вызвало невключение патриарха Кирилла. И здесь вновь категорически возражал Виктор Орбан. Он справедливо усмотрел в подобной мере существенное ограничение свободы вероисповедания.
Можно с уверенностью утверждать, что проблемы единства антироссийской линии будут только нарастать. Эмбарго на российский газ вообще вызывает ужас у деловых кругов и обычных граждан. Усталость от украинского кризиса увеличивается на глазах.
Свидетельством тому является и итальянский план мирного урегулирования, и продолжающиеся звонки в Кремль от Макрона и Шольца, и голоса о необходимости изъятия из предыдущих пакетов, которые слышны уже из очень многих европейских столиц. Не только российскую культуру, но и экономику оказалось невозможно просто так изъять и обнулить. Вышло себе дороже.

А тут еще нарастает разочарование в подопечных, которых принялись защищать, то есть в сторонниках режима Зеленского. Оглушительный тур украинских беженцев по городам и весям ЕС шокировал обывателей. Там с радостью начинают отказываться от мер поддержки этих беглецов. Тает общественная поддержка военной помощи Украине.

При этом нужно понимать, что антироссийская линия в ЕС останется превалирующей. Но Вашингтону и Лондону, а также их сторонникам в европейских столицах придется изобретать все более хитроумные способы давления на политиков и манипулирования общественным мнением, чтобы поддерживать этот курс.

Вадим ­ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter