Токсикоман чуть не убил соседа по общежитию и получил 16 лет колонии строгого режима

Пакет галлюцинаций

В  тот вечер Татьяна Сорокина (имена и фамилии изменены по этическим соображениям) пришла с работы около шести. Жила она в малосемейке. Сразу почувствовала запах бензина... Открыла дверь в душевую и увидела до боли знакомую картину: Сергей держал около лица пакет с бензином и вдыхал пары. Его колотило. Зная, что в таком состоянии сожитель становится неадекватным и агрессивным, Татьяна решила уйти ночевать к знакомым. 

Коллаж Олега Попова

Поэтому пошла к соседям, чтобы от них позвонить и договориться о ночлеге. Вскоре вернулась, Степанов продолжал вдыхать пары бензина, ее даже не заметил. Женщина разозлилась, подошла, отняла у него пакет, стала высказывать претензии. Благоверный, наконец, обратил на нее внимание:  

— Что это за мужик рядом с тобой?

— Никого здесь нет!

— Что ты врешь, я же вижу человека! 

Осознав, что у Степанова начались галлюцинации, Татьяна натянула сапоги, выскочила из комнаты и побежала на второй этаж. Там на кухне были соседки. Увидев разъяренного Степанова, который влетел следом за сожительницей, женщины стали кричать на него, заступаться за Сорокину. Мужчина ударил ее. Татьяна вырвалась. На шум вышел сосед, сделал дебоширу замечание, взял щуплого наглеца за плечи и выставил его на лестничную клетку. Сорокина слышала, как Сергей стал в ответ истерить и плакать. Когда крики стихли, вышла, но почти сразу услышала, что скандалист возвращается, и снова спряталась — истерика “супруга” всегда предваряла приступ десятикратной злобы...  

Степанов бегал по общаге с бешеными глазами и рычал: “Где он? Завалю!” Заметив в руках токсикомана нож, соседки разбежались по комнатам. Кто-то набрал 102 — мол, ходит по коридорам “обнюханный” с ножом, кричит, на женщин кидается. Следствие потом установит  точное время: 18.27. Еще через три минуты дежурный принял второй звонок: “Ой, это снова я звоню. Он пырнул ножом мужчину на втором этаже, там море крови”.

В тот момент, когда пришли милиционеры, Сергей Степанов уже  вернулся в душевую и собирался продолжить вдыхать бензин... Окровавленный нож он положил на верхнюю полку навесного шкафчика напротив входа — туда же, где взял. Может быть, потому, что, как запишет с его слов следователь, “когда наносил удары, крови от мужчины не видел”. В его воспаленном воображении картина преступления выглядела так: “Когда я бежал по коридору к центральной лестнице, в какой-то момент открылась дверь из блока слева. Из него вышел мужчина, стал оскорблять меня. Когда я сказал, что ищу сожительницу, положил руку мне на лицо, стал сжимать ее, повалил меня на пол и не давал подняться. Мы боролись, я вывернулся и ударил его несколько раз ножом — хотел, чтобы он меня отпустил”. Степанов помнил, что какой-то незнакомец их разнял и сказал ему идти домой...

В реальности все было куда страшнее и прозаичнее. В тот момент, когда соседки попрятались от обезумевшего человека, в  коридор вышел Иван Никифоров. Он увидел, что навстречу быстро движется силуэт, но из-за плохого освещения не разглядел, кто это. У двери своей комнаты внезапно почувствовал острую боль и потерял сознание... Очнулся в реанимации. И узнал, что жизнь ему спас родственник. Он выглянул в коридор, потому что рядом с дверью блока кто-то упал. Увидев Ивана на полу, выскочил, ударил обидчика кулаком в лицо, потом коленом в область живота. Тот упал сначала, потом вскочил и убежал. 

Нет сомнений — если бы брат не вышел, Степанов убил бы Никифорова, говорит старший прокурор отдела прокуратуры Витебской области Алексей Толкачев:

— Он нанес потерпевшему не менее четырех ударов ножом. Бил, куда попало, — в лицо, в пах, в грудную клетку. Повредил ему легкое. Человек выжил только благодаря вмешательству свидетеля и своевременной медицинской помощи. Экспертное исследование показало, что нападавший в момент преступления не был в состоянии аффекта и осознавал опасность своих действий. Да, он находился в состоянии острой неосложненной интоксикации, обусловленной употреблением алкоголя и летучих растворителей, но это только усугубляет его вину. За покушение на убийство из хулиганских побуждений Степанов приговорен к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях строгого режима. Также суд признал его нуждающимся и назначил принудительное лечение от токсикомании.

Вся эта жуткая история вызывает один вопрос: был ли шанс избежать нападения? Степанов жил в общежитии, меньше года назад вышел из тюрьмы. О его любви к парам бензина было известно всем вокруг. О том, что мужчину регулярно посещают галлюцинации, знала его сожительница. Как и о том, что нюхает он что-нибудь практически каждый день. То, что однажды он выскочил в коридор с ножом и напал на совершенно случайного человека, является вполне закономерным итогом.   

Вот что рассказал сам о себе Степанов во время расследования:  

— С 1993 года токсикоманю — бензин, клей “Момент”. Галлюцинации испытывал всегда, это прямой контакт с сатаной. Бывает, в галлюцинациях вижу женщин, иногда покойников, дьявола, Гитлера. Иногда “голоса” бывали — из пакета исходили или из зеркала. Нюхал в день до двух раз, мог каждый день, промежутки были, только если не было бензина. После употребления чувствовал себя плохо, голова болела, дрожь во всем теле... Себя характеризую как вспыльчивого. Если что не по-моему, начинаю ломать, крушить. Агрессивный очень. Вспыхиваю как спичка и не думаю ни о чем. 

Любопытно, что утром в день преступления Степанов отвел в садик ребенка, потом прошел медицинскую комиссию для трудоустройства — ему разрешили работать на льнозаводе. А уже вечером он как зверь метался по этажам в поисках мужика, который ему почудился... И чуть не убил в итоге самого спокойного соседа, который слова ему в тот день не сказал. 

Могли окружающие как-то повлиять на события? Могли, объясняет заведующая наркологическим отделением диспансера УЗ “ Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии” Ирина Щелкунова:

— Под действием токсических веществ действительно происходит искажение реальной действительности, именно поэтому поведение токсикоманов под галлюциногенным эффектом представляет опасность для окружающих и для собственной жизни. Если неадекватность в поведении видна невооруженным глазом — человек видит то, чего нет, слышит то, что другие не слышат, общается с кем-то невидимым, не надо ждать, пока он начнет кидаться на людей с ножом. Звонить в “скорую” надо сразу. Медики в таких случаях направляют специальную бригаду, где есть врач-психиатр, и по Закону “Об оказании психиатрической помощи” можно решать вопрос о принудительной госпитализации.
В ТЕМУ

Главным следственным управлением завершено расследование масштабного уголовного дела о деятельности двух крупных интернет-магазинов по продаже запрещенных веществ. Об этом БЕЛТА сообщили в отделе информации и связи с общественностью Следственного комитета.

“В ходе следствия установлено, что в период с 2016 по 2017 год более 30 человек из корыстных побуждений вступили в структурные подразделения международных преступных организаций для получения дохода от сбыта наркотиков и психотропов. Эти подразделения относятся к двум крупным торговым площадкам в интернете”, — рассказали в Следственном комитете.

Обвиняемые выполняли различные роли в преступной группе и были дистанционно наделены руководством магазина, на который работали, различными обязанностями. “В их числе разделение крупных партий запрещенных веществ и распределение их между другими участниками, сбыт наркотиков и психотропов потребителям с использованием закладок, привлечение новых покупателей, сбыт пробных порций и контроль отзывов об их употреблении, соблюдение конспирации”, — отметили в отделе информации и связи с общественностью.

Кроме того, пресечены крупные каналы поставки запрещенных веществ из России и Украины.
kruchenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter