Падение комбрига Лунина

Спустя 11 лет после окончания войны ее мнимых героев удалось разоблачить

Спустя 11 лет после окончания войны ее мнимых героев удалось разоблачить

Партизанское движение на территории Беларуси было неоднородным. Партизанами себя именовали и откровенные бандиты, и обычные грабители, националисты и их приспешники. Здесь действовали литовские «лесные братья», бандеровцы. Но и в рядах крупных партизанских соединений встречались непорядочные люди. Настоящей трагедией оборачивалось, когда такие проходимцы становились командирами. Так случилось и в известной бригаде «Штурмовая», действовавшей под Минском…

Сигнал тревоги

«Центр. 02.12. 42. Меняю дислокацию согласно плану № 4. Следующий сеанс связи по графику».

Радиограмма такого содержания была отправлена в начале декабря 1942 года резидентом советской разведки из оккупированного Минска. Только несколько человек из разведуправления Генерального штаба Красной армии знали, что скрывается за этими лаконичными строчками. А это был сигнал тревоги. В конце 1942 года в Минске усилиями фашисткой контрразведки был раскрыт и арестован подпольный партийный комитет. Угроза нависла и над явочными квартирами советских разведчиков.

Шифрованную телеграмму в центр отправил разведчик Вишневский. «План-4» означал, что разведгруппа Вишневского перебирается на запасную явочную квартиру под Минском в деревню Латыговку.

Через неделю здесь же обосновалась и другая разведгруппа Генштаба РККА, которую возглавлял офицер-разведчик Барсуковский. И вскоре в Латыговке заработали две рации.

У них была постоянная радиосвязь с Москвой. И это сулило большую удачу для дислоцировавшегося неподалеку в деревне Манылы партизанского отряда «Штурм», переросшего впоследствии в бригаду «Штурмовая». Отряд был организован группой военнопленных, бежавших во главе с политруком И.М. Федоровым из концлагеря. Политрука избрали комиссаром отряда, а командиром стал Б.Н. Лунин, бежавший из плена вместе с Федоровым. Связь с Большой землей штаб отряда поддерживал через Д.И. Кеймаха (Диму), командира партизанского отряда под Логойском.

Обе разведгруппы в составе восьми человек приказом Лунина были зачислены в отряд при штабе. Казалось, интересы обеих сторон будут соблюдены. Но произошло трагическое и непоправимое…

Звезда нашла героя…

Павел Ляховский в установленный день не получил очередной вести от Вишневского, хозяина квартиры в Логойске. Связь почему-то оборвалась и, оказалось, навсегда. А затем поползли слухи…

После освобождения Минска в 1944 году П.Р. Ляховский написал в Комитет госбезопасности БССР о своих подозрениях. Результатом этого обращения стали круги переписки и донесений. Неизвестно, чем бы это все закончилось, если б не один разговор между Сталиным и Пономаренко. Речь шла о злоупотреблениях партизан на оккупированной территории, о репрессиях, допущенных ими в годы войны. Память у Сталина была цепкой. Он и припомнил, что о белорусских партизанах у него с Пономаренко уже был разговор. Тогда Верховный позвонил начальнику Центрального штаба партизанского движения и попросил представить кандидатуры на звание Героя.

В этом списке оказалась и фамилия командира бригады «Штурмовая» Лунина. Вскоре на груди комбрига засияла золотая звезда героя…

Теперь же, в 1944-м, Сталин небрежно обронил:

— Подумаешь, кого-то партизаны там расстреляли. На то они и партизаны!

И дело прикрыли. Прикрыли, но не закрыли. То, что когда-то хоть раз попало в поле зрения КГБ, сохраняется надолго, если не навечно. В 1953 году дело всплыло вновь. К этому времени Борис Лунин из Минска, где он после войны работал помощником министра автотранспорта, переехал в Краснодарский край, а затем обосновался в Анапе. Здесь его и нашел следователь военной прокуратуры Белорусского военного округа Васютович и в наручниках доставил в Минск.

Преступление в Манылском лесу

Новый, 1943 год командование только что организованной партизанской бригады «Штурмовая» встречало вместе с бойцами разведгрупп Вишневского и Барсуковского. Выпивали за знакомство. Лунин, как всегда, перебрал. Вишневскому это не понравилось. Но… долг платежом красен. И он пригласил командование бригады к себе в гости. Отправились назавтра на двух подводах. В пути между Луниным и Вишневским вспыхнула ссора.

За столом Лунин вопреки своему обычаю пил мало, беспричинно хмурился. А на обратной дороге брякнул комиссару Федорову, что, дескать, Вишневский хочет занять его место комбрига.

Возвратясь в штаб, Лунин долго не мог уснуть, часто выходил на улицу, наконец, приказал оседлать коня. Только к вечеру в сильном подпитии появился он в штабной избе. И прямо с порога заявил Федорову:

— Ну и гадюку мы пригрели! Сейчас же прикажу пустить в расход!

— В какой расход? О ком ты говоришь? – спросил комиссар.

— Да о Вишневском! Вся эта кодла – фашистские агенты, их перевербовали и забросили к нам с целью уничтожить партизанское командование.

— Откуда ты это взял? – спросил встревоженно Федоров.

— Штаб «Димы» получил радиограмму Пономаренко о том, что в партизанские соединения заброшены шесть групп перевербованных наших разведчиков. Вот две из них и попали к нам.

— Не торопись, — твердо сказал комиссар. — Надо поручить нашей контрразведке и трибуналу все тщательно проверить.

Лунин грохнул дверью и вышел. А через некоторое время в штабе появился начальник особого отдела бригады Белик. Он притащил мешок с какой-то одеждой и, криво усмехаясь, объявил:

— Вот гад! Еще и возмущался! Целую речь «толкнул». Обвинял в самоуправстве и беззаконии.

У Федорова обмерло и похолодело сердце. Предчувствуя непоправимое и недоброе, он спросил:

— Кто «толкал» речь?

— Как кто? Вишневский! Но это не помогло: расстреляли всю эту банду – восемь человек!

Утром Лунин издал приказ по бригаде, в котором говорилось о фашистских агентах-лазутчиках и их уничтожении. Комиссар Федоров этот приказ не подписал. Его подпись подделал начальник штаба бригады Иосиф Фогель. Но об этом и многих других подробностях преступления И.М. Федоров узнал гораздо позже: во время следствия и суда над Луниным в 1956 году. Бывшего комбрига лишили звания героя и приговорили к семи годам строгого режима. Такой же срок «отмерили» и его подручному Белику.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter