Как создают искусственный снег на лыжно-биатлонном комплексе, в театре и кино

Падал новогодний снег

Некоторые секреты обычного волшебства

Какая бы погода ни была в декабре за окном (хотя сейчас, согласитесь, она радует), есть места, где без снега не обойтись. Сложно представить, например, лыжный комплекс без снежных склонов, рождественский спектакль в театре без кружащихся в танце снежинок и зимний фильм без сугробов. Вот человек в обход природы и научился создавать белое покрывало по расписанию, вне зависимости от прогнозов синоптиков.



Пословица «Снега прошлогоднего не выпросишь» точно не про сотрудников ­РЦОП «Раубичи»: создавать белое искусственное полотно они умеют. А нынче пошли дальше — законсервировали почти 7000 тонн с минувшего сезона. Еще последние желтые листья не успели упасть на землю, а белорусские спортсмены уже гоняли по снежным трассам. Когда же температура на улице достигла нужного градуса, специалисты подключили тяжелую артиллерию — снежные пушки и ружье.

Замдиректора центра Леонид Карась говорит, что на заснеживание одной трассы уходит около двух суток. Люди трудятся днем и ночью, работают 12 пушек. За час успевают сгенерировать 250 тонн снега, а потом каждую трассу, по сути, выкладывают вручную. Следующий шаг — обработка ратраками (это что‑то вроде снежного тягача).

А как создать идеальную зиму на экране? В 95 процентах случаев снег в кино и рекламе — искусственный. Зимнюю иллюзию раньше рисовали солью, рассыпая ее тоннами, — убедительно сверкала в кадре. В фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» использовали обычную вату. Пурга, через которую идет Надя, — это манка и звездочки из макарон. Виталий Нестеров, специалист по обслуживанию пиротехнического оборудования киностудии «Беларусьфильм», говорит, что в наше время применяют нарезанный пенопласт, драпировку тканями, спанбондом и даже крашеную овсяную крупу:

— От ваты и соли отказались. От первой — из‑за высокой пожароопасности, от второй — из‑за вреда для природы.

При съемке зимних картин без компьютерной графики часто не обойтись. Чем реалистичнее в кадре выглядит снег, тем дороже он обходится съемочной группе. Для создания эффекта падающего снежка идеально подходит снег‑машина. Ее использовали, например, во время съемок белорусского фильма «В поисках ангела». Если не брать крупный план, выглядит прекрасно. Правда, на поверхности укладывается не так, как настоящий. А вот целлюлозу практически невозможно отличить от природных осадков. И падает убедительно, и при высоких температурах не тает — то что нужно.

Пурга, через которую идет Надя в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», — это манка и звездочки из макарон.

Хотите метель — запускаем вентилятор. Если необходимо снять актера крупным планом, подключаются гримеры. Кисточки, краски, специальные спреи делают свое дело. Но сложнее всего изобразить не снег, а пар изо рта — даже компьютерные спецэффекты зачастую выглядят грубо.

В театральных постановках мы тоже часто наблюдаем танец снежинок. Главный художник Белорусского государственного академического музыкального театра Андрей Меренков объясняет, что для этих целей в ход идет мелко нарезанная бумага. Импровизированный снег засыпают в специальные контейнеры и подвешивают на штанкеты. Во время представления их приводят в движение — и снежок начинает красиво кружиться. Тут же к делу подключаются осветители.

— А от снег‑машины мы отказались из‑за сильного гула. В театре важна атмосфера, — подводит итог Андрей Меренков.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter