Календарь и традиции

«Пачынай пачынкi»

Фото  ОЛЬГИ  ПАК, «СБ».
16 февраля — седмица Сырная (Масленица).

22 февраля — Прощеное воскресенье. Заговенье на православный Великий пост.

16 февраля, на следующий после Сретения день, молились о здравии младенцев праведному Симеону и пророчице Анне, ведь это они по внушению Святого Духа пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить там родившегося Христа. Неудивительно, что именно на эти дни приходилось большое число крещений «немаўлятак» (как очень ласково и верно называют у нас малышей, еще не умеющих даже лепетать). Период от рождения до крещения считался наиболее трудным и уязвимым для ребенка, только начинавшего обживаться в новом, огромном мире.

В это время и развитие всей природы проходит под знаком начала. Считалось, что после «Грамнiц» силы зимы значительно ослабевают, зима начинает терять свою власть: «Як пройдуць Грамнiцы — скiдай рукавiцы». Все мысли, планы, заботы уже — о приближающейся весне. Постепенно приступали к подготовительным работам нового сельскохозяйственного сезона. На восточных территориях тому и название придумали «пачынай пачынкi». Говорили: даже столетний дед в такие дни встает чуть свет, «каб саху i барану ладзiць».

Кстати, сохе и плугу предшествовало очень древнее приспособление под названием «рало», известное практически всем земледельческим народам. Оно, как все гениальное, удивительно просто и удобно по конструкции и состояло из рабочей части под названием «ральнiк», на который насаживался железный симметричный «нарог» или «наральнiк», «градылi» и ручек для управления. У нас самое древнее рало обнаружили в торфяниках возле деревни Каплановичи Клецкого района. Использовали приспособление представители племен зарубинецкой культуры. Изготовлено орудие труда было из крепкого ствола дуба с большим суком. Надо отметить, в разных регионах Беларуси у «прылада» имелись отличия, обусловленные агротехническими возможностями конкретной территории и способами воздействия на почву.

Соха появилась несколько позже в результате эволюции древнего рала и известна с конца I тысячелетия, о чем свидетельствуют археологические находки железных сошников. У нас различают соху «литовскую» (полесскую и подляшскую), «витебскую» (русскую, перекладку), «поднепровскую» (могилевскую, белорусскую).

На севере Беларуси существовала традиция крестьянину выходить в поле с топориком за поясом, чтобы хлеб уродился настолько мощный, что его надо не серпом жать, а острым топором подрубать. «Сякера» была не лишней и при проведении мелкого ремонта, который мог потребоваться различным орудиям труда. Еще считали: нива даст добрый урожай, если соху изготовить из разных пород дерева, для чего использовали хвойные породы, березу, клен, дуб...

18 и 19 февраля друг за другом идут два «прысвятка», объединенные общей темой — забота о домашних животных: «Агафья (или Агата)–коровница» и «Вукол–телятник». Именно «на Агату» освященные хлеб и соль прикрепляли корове на рога, чтобы защитить от болезней и падежа. В этот день внимательно следили за погодой: потепление свидетельствовало, что больших холодов уже больше не будет. Вукол, верили в народе, помогает ухаживать за телятами, отчего и получил свое прозвище.

19 февраля у православных — отдание праздника Сретения Господня, после чего уже вполне мог и гром прогреметь, что воспринималось как не очень хорошая примета. Оттепель «на Нiчыпара» (22 февраля) тоже настораживала — как бы зима не затянулась до самой Пасхи.

Советская Белоруссия № 28 (24658). Пятница, 13 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter