Стирать граффити в подъездах будут за счет жильцов

Пачкунов надо бить по рукам

Убирать граффити в подъездах будут за счет жильцов
Дом не ограничивается стенами собственной квартиры. Периодически некоторым это стоит напоминать. В самом деле, изрисованные стены, вывернутые наизнанку почтовые ящики — куда это годится? И если фасады зданий ремонтируются за счет бюджетных средств, то за ремонт в подъезде с некоторых пор должны платить сами жильцы. А ведь есть дома, где «настенные маратели» — настоящее бедствие.


В Минском городском жилищном хозяйстве объясняют: устранить надписи в местах общественного пользования жилых домов работники ЖЭУ обязаны в течение месяца после их выявления. Раньше жильцы оплачивали примерно 70% от стоимости работ. Теперь же ремонт таких мест производится за счет хозяев квартир. В среднем обновить подъезд 9–этажного дома обходится примерно в 3.000 деноминированных рублей. Получается, стандартный ремонт каждому жильцу влетит в 1 — 1,5 рубля за квадратный метр, причем сумма зависит от метража квартиры: чем он больше, тем больше и денежный вклад. Конечно, чтобы устранить рисунок, чего–то глобального не нужно — достаточно лишь закрасить лестничный пролет, но это тоже деньги, которые нужно достать из домашнего бюджета.

Такой финансовый кнут теоретически мотивирует собственников квартир быть настороже. Однако как поймать за руку «народного художника» на практике? Расплачиваться за чужое творчество готовы далеко не все жильцы. У многих возникает закономерный вопрос: откуда же взяться вандалам? Мол, раз в подъезде домофон, значит, искать надо среди своих же. С другой стороны, так ли уж трудно попасть в чужой дом? Незаметно прошмыгнуть вместе с выходящим жильцом не составит труда. Многие же двери вообще целенаправленно подпираются камнем и открыты настежь, особенно в жару. Заходи — не хочу. Потому появляются подобные «шедевры» и в новостройках, и на недавно выкрашенных стенах. А незадымляемые лестницы и балконы многоэтажек — вообще излюбленное место подъездных вандалов. И дело порой не только в них.


Вот дом № 72 по улице Притыцкого в Минске уже давно стал псевдохудожественной площадкой. А расположенный рядом пункт приема стеклотары, макулатуры и металлолома привлекает сюда еще и забулдыг со всего района. Двери, где стоят мусорные баки, открыты — это импровизированный общественный туалет. На дыряво–ржавом перевернутом баке бесстрашно восседает крыса. На синем фасаде здания под серой краской пробиваются замазанные коммунальщиками граффити. Кстати говоря, краска должна подбираться в тон — ну хотя бы отдаленно схожий с основным цветом. На практике же такие нелепые серые заплатки красуются на розовых, зеленых и синих домах по всему району... Как мы и предполагали, двери первого подъезда дружелюбно открыты. По дороге цепляемся за настежь распахнутые и исписанные дверки почтовых ящиков. Изрисованный черными маркерами лифт доставляет наверх двенадцатиэтажки. Здесь в самых нецензурных выражениях «настенные маратели» обвиняют женщин в непостоянстве или повествуют о своих чувствах к некой Маше. Место это облюбовали не только подъездные хулиганы и местные выпивохи, но и птицы. Неосвещенная лестничная площадка превратилась в голубятник, где шагу не ступишь, чтобы не вляпаться. Вдоль стен жильцы выставили крупногабаритный мусор. А ведь именно этой лестницей нужно пользоваться, если не будет работать лифт или в случае аварийной ситуации. В общем, проблем тут целый букет.

У мусоропровода пересекаемся с Маргаритой, живущей на верхнем этаже. Ее, судя по всему, состояние подъезда не сильно беспокоит:

— Мы с мужем домой приходим поздно. Так что, пробегая от лифта до квартиры, не обращаем особого внимания на то, что тут грязно. Только один раз пришлось спускаться по той лестнице, когда не работал лифт. Вот тогда меня напугал вылетевший из темноты голубь. Знаете, у нас в квартире уютно и хорошо, а о местах общего пользования пусть думает ЖЭС!

Зато местных бабушек этот вопрос волновал давно.

— Мы уж не знали, куда обратиться! — наперебой жалуются нам пенсионерки на лавочке. — На наши просьбы не реагируют.

Дело сдвинулось с мертвой точки только в канун второго визита корреспондентов «СБ». У ЖЭСа нашлись и рабочие руки, и время. Почтовые ящики к нашему приезду уже были перекрашены, по подъезду тянуло запахом краски, на верхнем этаже стало чисто, два пролета приведены в божеский вид. Только граффити по–прежнему красовались практически на каждом лестничном пролете... Работники ЖЭСа пообещали все исправить: мол, и так стараемся, посмотрите, как все быстро убрали. Да и локальный косметический ремонт в подъездах запланирован на октябрь — декабрь. А вот капитальный вплоть до конца следующего года в планах не значится...

В доме № 5 на Лещинского относительно чисто. Но попасть внутрь тоже можно с легкостью, а на лестничных пролетах снова отметились граффитисты. Сделали своеобразный «апгрейд», исписав двери черными маркерами. На одной повествуется, как в 2006 году «здесь пили Настя, Алеся, Алена и Наташа». Историческая надпись — прошло–то целых 10 лет! И никому нет дела?


И все же, отмечают в Минском городском жилищном хозяйстве, количество несанкционированных рисунков за последние годы значительно уменьшилось. Люди и имущество стали больше беречь, и с пачкунами активнее бороться. Ведь будем честными: коммунальщики регулярно заглядывать на каждый этаж не могут физически, особенно сейчас, когда тендеры на уборку выигрывают частные фирмы. Так что принцип моя хата с краю жильцам придется пересмотреть: в итоге он может только заставить сильно раскошелиться.

Цифры «СБ» 

С начала года в Минске от рук вандалов пострадало 1.636 домов (для сравнения: в 2011–м — 4.542). Коммунальщики закрасили более 3,5 тысячи квадратных метров всевозможных надписей. Ущерб составил более 13,4 тысячи деноминированных рублей.

Кстати

С недавних пор к проблеме «марателей» прибавилась беда с уборкой. Из–за установленного максимального тарифа уменьшается ее периодичность, чтобы не превысить сумму. Убирается и без того проблемный подъезд редко: один раз в месяц сухая уборка и один — влажная.

Комментарий

Заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома Сергей Шастак:

— За нанесение несанкционированных надписей вандального характера по нашему законодательству предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. За умышленное уничтожение либо повреждение имущества, повлекшее причинение ущерба в незначительном размере, если в этих действиях нет состава преступления, возможен штраф в размере до 50 базовых величин. Если же сумма нанесенного ущерба превысила 40 базовых величин, то нарушителю грозит уголовная ответственность. Кстати, отвечать за свои действия по этой статье придется уже с 14 лет. Кроме того, нарушитель будет обязан возместить еще и затраты на ремонт.

savitskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 173 (25055). Пятница, 9 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter