К 1 января 2020 года Беларусь планирует отказаться от импорта озоноразрушающих веществ

Озон диктует правила

Выполняя обязательства Монреальского протокола, Беларусь планирует отказаться от ввоза озоноразрушающих веществ до 1 января следующего года. А к 2030-му мы должны вовсе перестать использовать их на предприятиях. Прогресс уже заметен.


Благодаря взаимодействию между государственными организациями, Ассоциацией предприятий индустрии микроклимата и холода и даже частниками в нашей стране поступательно внедряются озонобезопасные технологии. Как отмечает консультант управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Клименко, если в конце 1980-х годов мы потребляли около 2.000 тонн различных озоноразрушающих веществ, то за прошлый год — всего 20 тонн.

Надо сказать, выведение из оборота вредных для озонового слоя веществ — дело небыстрое и довольно затратное, ведь огромная часть промышленности завязана на использовании хладагентов. Они применяются в быту (домашние холодильники и кондиционеры), на различных предприятиях торговли, продуктовых комбинатах, при производстве медицинских препаратов, для хранения и перевозки еды, лекарств… И чем выше температура окружающей среды, тем больше усилий нужно на производство «холода». Сейчас в мире на это тратится 17% энергии.
Беларусь подписала Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 22 января 1988 года. В 2001 году у нас вступил в силу Закон «Об охране озонового слоя», в 2013-м утверждена стратегия по выводу из обращения гидрохлорфторуглеродов.
Сам Монреальский протокол регулирует 114 опасных веществ, более 50% из которых уже выведены из употребления. К примеру, Беларусь полностью отказалась от фреона-12. Зато большое внимание сейчас уделяется альтернативным веществам, которыми можно заменить озоноразрушающие химические соединения. Ведь они содержат такие элементы, как хлор и бром. А всего одна молекула хлора способна разрушить до 200.000 молекул озона! Но и это палка о двух концах: заменить вредные гидрохлорфторуглероды можно гораздо менее опасными парниковыми газами. Что вызывает горячую полемику среди ученых всего мира, потому что такие химические соединения тоже с «побочным эффектом» — провоцируют глобальное потепление. Многие эксперты сходятся во мнении, что будущее за природными хладагентами (углеводородные соединения, аммиак), потому все синтетические хладагенты в той или иной степени вредят атмосфере.

Вот и буквально на днях над нашей страной наблюдалась очередная озоновая дыра. Хотя осенью это явление не так опасно, как весной или в начале лета. И все же с 1980‑х количество заболеваний, связанных с ультрафиолетовым излучением, увеличилось в 2,3 раза: лучевая катаракта, меланома, базальный рак кожи… А ведь именно озоновый слой поглощает губительные для всего живого на Земле УФ-лучи.

Как бы то ни было, Монреальский протокол — одно из самых успешных международных соглашений в истории, к нему присоединились уже 197 стран. Наверное, все дело в том, что эту проблему в принципе нельзя решить локально. Невозможно «залатать» озоновые дыры только над одним государством и жить спокойно. Атмосфера планеты — единая система, и «вылечить» ее можно только при помощи комплексного подхода, действуя сообща.

osokina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter