Может ли коронавирус стать фактором риска для мировой экономики

Озноб в масштабах планеты

Известное изречение о том, что, когда чихает Америка, простужается весь мир, теперь сполна применимо и к Китаю. Власти страны выделили уже более 10 миллиардов долларов на борьбу с эпидемий коронавируса. Под угрозой оказалась вся мировая экономика. Пока рабочие китайских заводов и фабрик отсиживаются в карантине, экономисты гадают, не спровоцирует ли опасный вирус очередной глобальный экономический кризис.

Фото Рейтер

Зона поражения

Число инфицированных и умерших от новой болезни растет с каждым днем. Расширяется и география ее распространения. Более того, вирусные «симптомы» больно ударили по мировому бизнесу. Коронавирус недаром окрестили «черным лебедем». Более 400 мировых корпораций уже заявили о негативном влиянии вируса на результаты их деятельности за первый квартал 2020 года. В частности, приостановили работу на своих заводах в Китае такие промышленные гиганты, как Apple, Airbus, Honda, BMW, Volkswagen и другие. Одна из основных проблем, с которой столкнулись компании по всему миру, — нарушение цепочек поставок. Примерно пятая часть всех компонентов, закупаемых в мире, — из Китая. Поэтому остановка производств в КНР нанесла удар по промышленности и других стран. Вынужденный карантин для предприятий привел к снижению спроса на сырье. В итоге резко снизились мировые цены на металлы, а нефть за последний месяц подешевела почти на 20 процентов — до 55 долларов за баррель.

Для стран-экспортеров черного золота это мощнейший вызов наряду с прогнозируемым общим трендом сокращения спроса на углеводороды. Виной всему становятся альтернативные источники энергии. К примеру, в Германии уже более 35 процентов ежегодного потребления электроэнергии обеспечивается ветровыми и солнечными электростанциями. Все больше европейских стран в перспективе готовы ввести запрет на продажу новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

А Европейский инвестиционный банк даже объявил, что перестает кредитовать компании, работающие с углеводородным сырьем.

— С политической и банковской точек зрения нам не имеет смысла продолжать инвестировать в активы со сроком эксплуатации 20—25 лет, которые будут заменены новыми технологиями и не способствуют достижению амбициозных климатических и энергетических целей ЕС, — объяснял вице-президент ЕИБ Эндрю Макдауэлл.

Какие же еще обстоятельства могут внести коррективы в расклад сил на глобальном рынке?

Торговые войны

Торговая война между США и Китаем разрази­лась в 2018 году. Это произошло после того, как американский президент Дональд Трамп начал вводить ввозные пошлины на китайские товары. Пекин стал отвечать Вашингтону зеркально. Агентство Reuters как-то подсчитало, что из-за этого торгового спора мировая экономика недосчитается 850 миллиардов долларов. В последние 40 лет глобализация была двигателем экономического роста, поэтому разворот политики от глобализации в сторону защиты собственных рынков назад неизбежно притормозит глобальный экономический рост.

theknowledgegroup.org

Выход Великобритании из ЕС

Рассуждения некоторых аналитиков накануне «брексита» о том, что это «начало распада ЕС», всерьез мало кто воспринимал. Но не все так просто. Дело в том, что Великобритания была одним из крупнейших доноров объединения. Лондон отчислял в Брюссель ежегодно от 12 до 15 миллиардов евро. Больше туда попадало лишь из Берлина и Парижа. Недофинансирование общеевропейского бюджета острее всего ощутят Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, страны Балтии. Ведь страны-доноры совсем не горят желанием компенсировать образовавшуюся из-за ухода Британии «недостачу». В такой ситуации богатые страны будут становиться еще богаче, бедные — беднее. Как говорится, со всеми вытекающими последствиями. А это еще больше подстегнет евроскептические настроения в ЕС.

Старение населения

В мире растет доля пожилых людей. Если в 1950 году на людей старше 65 лет приходилось 7,7% населения планеты, то в 2019-м этот показатель вырос до 19%, а в 2050 году он превысит 27%. Большинству стран придется реформировать пенсионную систему так, чтобы финансировать растущее число пенсионеров на фоне сокращения рабочей силы. В противном случае темпы роста мировой экономики могут замедлиться, а благосостояние людей снизится. Такие прогнозы делают экономисты Credit Suisse.

Есть несколько вариантов, как сделать пенсионные системы устойчивее. Например, предлагается поощрять людей больше откладывать на пенсию. Либо за счет повышения налогов собрать дополнительные средства на пенсионные выплаты. Однако самым эффективным способом экономисты Credit Suisse считают повышение пенсионного возраста.

Фото Рейтер

Изменение климата

Эта проблема таит в себе сразу несколько факторов риска, которые вкупе могут вызвать глобальный кризис. Скажем, в каком-нибудь густонаселенном регионе мира из-за нетипичных климатических изменений погибнет весь урожай. Как следствие — голод, эпидемии, массовая миграция и военные конфликты.

Или такой вариант. В США с каждым годом растет число торнадо, ураганов, наводнений, засух и лесных пожаров. Ущерб от них давно уже исчисляется десятками миллиардов долларов. Несколько масштабных бедствий подряд, по мнению специалистов, могут утопить американскую страховую отрасль. Она потащит за собой финансовые компании и банки, что вызовет неминуемый финансовый кризис на мировом рынке.

pixabay.com

Усиление неравенства

— Если бы вы откладывали 10 000 долларов каждый день с момента, когда были построены египетские пирамиды, то скопили бы только 20 процентов среднего состояния пяти самых богатых людей в мире, — пишет благотворительная организация Oxfam в ежегодном докладе о неравенстве, подготовленном к Всемирному экономическому форуму в Давосе. Неравенство вышло из-под контроля, уверены авторы: 1% самых состоятельных людей богаче остальных 6,9 миллиарда человек.

Одна из причин такого сверхбогатства — снижение налоговых ставок для богачей и крупнейших корпораций и их уклонение от уплаты налогов, считают эксперты. C 1945 года максимальная ставка подоходного налога в США достигала 90%, уже к 1980 году она снизилась до 70%, а сейчас не превышает 40%. Рост неравенства может вызвать макроэкономическую нестабильность, предупреждают эксперты МВФ.

В ТЕМУ

Александр Червяков, министр экономики:

— В силу открытости белорусской экономики она, конечно, подвержена влиянию внешних шоков (сужение рынков сбыта, торговые барьеры, ограничения и прочее). В результате мы недополучили по внешней торговле в прошлом году практически более 2,5 млрд долларов, что и стало основной причиной невыполнения прогнозных показателей по росту ВВП. Тем не менее экономика росла. Основной вклад в это внесли потребление и инвестиции. Потребление через розничный товарооборот составило более 104 процентов. Это было обеспечено в первую очередь ростом доходов и заработной платы. При этом поведенческая модель населения меняется: люди больше доверяют банкам, финансовой системе и делают ставку на долгосрочные инвестиции. В перспективе акцент будет делаться на сферу услуг, повышение эффективности госсектора, более высокую отдачу от тех инвестпроектов, на которые уже затрачены ресурсы, а также те точки роста, которые сегодня связаны с развитием свободных экономических зон, Парка высоких технологий и Китайско-белорусского индустриального парка. В совокупности все это должно компенсировать потери, связанные с вопросами на внешнем контуре.

Михаил Грачев, финансовый консультант:

— Проблема с коронавирусом действительно больно бьет по мировому бизнесу. В течение месяца по мере разгара эпидемии в Китае падали цены на энергоносители. И это основной негативный фактор. Все остальное — цены на смартфоны, телевизоры, компьютеры — это локальные шоки. Они приходят и уходят. А вот замедление потребления углеводородов для Беларуси более важно, поскольку влечет за собой снижение цен и уменьшение экспортной выручки. Впрочем, по оценкам ученых, темпы распространения вируса снижаются и в течение одного-двух месяцев этот фактор сойдет на нет. Снижение валютных поступлений от экспорта привело к некоторому ослаблению белорусского рубля.

Раздражающим фактором для экономики может стать кадровый голод в части реализации крупных инвестпроектов. Мы много говорим про человеческий капитал. Но практически все, что имеем в средней школе, высшей, — это вчерашний день. Между тем все развитые страны сейчас работают на расширение внутреннего потребления, вкладывают в технологии, которые будут давать отдачу через 10–20 лет. У нас есть Парк высоких технологий. Почему бы на его базе не создать кластер по производству совершенно новой прорывной технологии? Новейшие разработки должны быть нацелены прежде всего на свою экономику, что будет способствовать и привлечению к нам инвестиций.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter