Оживлявший камни

Скульптор Александр Кибальников запечатлел в камне и бронзе многих защитников Отечества. Самый знаменитый из его героев – солдат Брестской крепости

Скульптор Александр Кибальников запечатлел в камне и бронзе многих защитников Отечества. Самый знаменитый из его героев – солдат Брестской крепости

Брестский мемориальный комплекс был открыт осенью 1971 года, 25 сентября. Над ним работал скульптор Александр Павлович Кибальников вместе со своим помощником и зятем Владимиром Бобылём. Центральной скульптурой брестского мемориала «Солдат» была голова воина, вырастающая из скалы. Скульптура была так огромна (35 метров), что за работой мастеров Кибальников наблюдал в бинокль.

К своему «Солдату» саратовец Кибальников шел 30 лет, с начала войны, где он много работал в саратовских «Окнах РОСТа». Его композиции «Ни шагу назад!», «От станка – к оружию», «Война – 1941», «Народный мститель», «Непокоренный», «Отстоим Москву!» призывали к борьбе, мужеству и стойкости, к победе. В 1943 году скульптор создает портреты защитников Сталинграда – краснофлотца Затулы, гвардии сержанта Лисина, Героя Советского Союза летчицы Расковой. Современники отмечали, что произведения Кибальникова отличались психологичностью и выразительностью. Его увлекали натуры незаурядные, отмеченные глубоким талантом и огромной нравственной силой.

Мой земляк-саратовец, Герой Советского Союза летчик Борис Еремин вспоминал, что когда в 1944 году ему вручался второй самолет колхозника Ферапонта Головатого, Кибальников попросил его позировать: «Очень подвижный, с большой черной бородой, с особым ощупывающим взглядом, он работает быстро и с той непринужденностью, по которой всегда можно узнать мастера. Впоследствии я видел бюст летчика, который он вылепил для Саратова».

Александр Кибальников был родом из слободы Мариновка (Орехово), что на реке Медведице, Царицынского уезда Саратовской губернии. Род Кибальниковых – из казаков-переселенцев с Украины – «хохлов», как их именовали местные, исконные казаки. В детстве Саша любил бродить по берегу реки Медведицы. Из речной глины мастерил свистульки, фигурки разных животных и людей, угольком разрисовывал все что можно. 

Он с самого детства стремился к художественному творчеству, за что получал от отца нагоняй. В пятнадцать лет сбежал в Саратов поступать в художественный техникум. Но сразу не поступил и год работал грузчиком. С 1929 по 1932 год Александр учился на живописном отделении Саратовского художественного техникума.

В 1931 году впервые на ученической выставке Кибальников выставил скульптурный портрет В.И. Ленина. Работая в Курском драматическом театре художником-декоратором, он уже создал двухметровую фигуру вождя, которая была уничтожена фашистами в годы войны. Будучи уже известным скульптором, Почетным гражданином Саратова, лауреатом Ленинской и Сталинской премий, народным художником СССР, А.П. Кибальников на площади Революции (ныне Театральной) в Саратове соорудил памятник Ленину из бронзы уже высотой девять метров. (Все выше, и выше, и выше!)

Кибальников принял участие в конкурсе на памятник И.В. Сталину. Коллеги говорили: «Куда этому саратовскому лапотнику лепить Сталина». В это время скульптор болел воспалением легких, харкал кровью. Благодаря жене Александре Григорьевне, или «мамуле», как ее звали домашние, он не свалился с ног. В конкурсе осталось шесть претендентов. Работы сфотографировали, фото поместили в альбом. В мастерскую Кибальникова на Верхней Масловке зачастили высокие персоны из правительства. И среди них – К.Е. Ворошилов. Художнику не раз приходилось встречаться с маршалом, Героем Гражданской войны. Кибальников так характеризовал Ворошилова: «По-военному грубоватый, матерщинник, глаза пронзительные, видят всего тебя насквозь…» Как только гости ушли из мастерской, Кибальников облачился в халат, взял в руки троянку и вылепил совершенно другое, давно им задуманное лицо вождя. Вызвал рабочего-формовщика, дал ему 500 рублей и попросил, чтобы к утру голова модели была готова. С фотографией новой работы Кибальников отправился в Министерство культуры. Раскрыл альбом, сорвал старую фотографию своей прежней модели, наклеил новую, под которой и расписался. Альбом с фотографиями работ конкурсантов был отправлен Сталину, который отдыхал в Крыму. Когда на заседании художественного совета обсуждались конкурсные работы, доставили два запечатанных пакета. При их вскрытии обнаружилось, что в первом пакете находилось извещение об одобрении «самим» скульптуры Кибальникова, а во втором – постановление Правительства о возведении памятника Сталину скульптора Кибальникова. Бронзовый монумент отлили в Ленинграде, но установить не успели – оригинал ушел в мир иной.

Люди говорили, что Александр Кибальников умел оживлять даже самые мертвые камни. Триумфом скульптора стал памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади (ранее Маяковского) Москвы. За эту работу он получил Ленинскую премию в 1959 году. Автор работал над скульптурой шесть лет. Конкурс на создание памятника Маяковскому был объявлен еще до войны. Прошла война и еще два тура конкурса. Жюри никак не могло определиться. В выставочном зале в Манеже собрались видные художники, писатели, родные поэта. Покидая высокое собрание, Кибальников убежденно сказал председателю Госкомиссии Вучетичу: «А все же Маяковского буду лепить я!» В свою мастерскую на Верхней Масловке он пригласил сестру поэта Людмилу Владимировну и любимую женщину и музу поэта Лилю Брик. Кибальников говорил: «Я лепил поэта, сообразуясь со своим душевным настроением и понятием образа… Похожим сделать нетрудно, а вот характер передать – это тяжело». Последнее слово было за Людмилой Владимировной: «…Это Володя». Памятник Владимиру Маяковскому появился через десятки лет после смерти поэта. И автором его был саратовский скульптор Александр Кибальников. Как и его герой, он тоже был человеком решительным, целеустремленным и упрямым. Шестиметровая скульптура выполнена из бронзы на гранитном постаменте весом 85 тонн, хотя сам Маяковский относился к своей славе наплевательски: «Мне наплевать на бронзы многопудье, /Мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою – ведь мы свои же люди, – Пускай нам общим памятником будет Построенный в боях социализм».

Сын киноактера Бориса Андреева, тоже Борис, вспоминал, как к ним в дом пришел А.П. Кибальников и пожаловался: «…Я, видать, старею. Уставать стал. За день так молотком намашешься – к вечеру чувствуешь себя тяжеловато…» «От этой жалобы, – писал Б. Андреев, – веяло просто неистребимой богатырской силищей. А случай этот мы вспоминали как пример мощи и редкого жизнелюбия». И этому есть подтверждение – в 70 лет А.П. Кибальников гнул 120-миллиметровые гвозди в узлы и пил русскую горькую.

Богатырем запомнил его и ученик – Вячеслав Пилипер: «Впервые, когда я увидел Александра Павловича, мне показалось, что былинный богатырь сошел со страниц русских народных сказок». …Осенью 2010 года, на Новодевичьем кладбище появился памятник самому Кибальникову работы Вячеслава Пилипера.

Валерий ГАНСКИЙ,
член Союза журналистов РФ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter