Ожирению объявлена война

О полноте

Кресла становятся шире, кровати — прочнее, таблички на рыночных палатках «большие размеры!» — зазывнее. Что бы ни вдалбливали в общественное сознание гламурные журналы, все же полнота, а не бестелесная худосочность превращается в норму. И не где–нибудь там, в США, на которые уже прочно, не отодрать, приклеили ярлык «страны толстяков, жующих гамбургеры». Даже Япония не избежала этой тенденции!


Но к чему ходить за примером «за два океана»? Не мешало бы, честно говорит статистика, изрядно похудеть 85 процентам (!) украинцев, каждому второму россиянину и как минимум четверти белорусов. Это по самым скромным подсчетам — если исходить из результатов разовых городских акций типа «Узнай свой вес!». Но и они, кстати, показывают, что проблема–то только вызревает, как абсцесс: в Минске лишние кило оказались у 25 процентов обследованных детей и подростков, причем где–то у половины из них — уже самое настоящее ожирение. И то ли еще будет?


Об «эпидемии ожирения» говорят лет десять, но только недавно ВОЗ прямым текстом призвала спасать от него население планеты. Мол, за тридцать лет проблема обострилась вдвое, вышла за рамки воли отдельно взятого человека, и теперь мы живем в мире, где даже у 4 дошкольников из 10 вес «зашкаливает», а у взрослых — так и через одного. О чем это говорит? О том, что вокруг нас что–то глубоко не так. Удивительное дело, до чего докатилась цивилизация! Напридумывала кучу всего — прививки, антибиотики и т.д. и т.п., чтобы взять под контроль свой главный бич — инфекции, и теперь хиреет от собственной пресыщенности. Ведь и сердечно–сосудистые недуги (от них, напомним, умирают 53 процента белорусов), и рак, и диабет, и... и... и... — в том числе следствие предательски расплывающихся форм человека современного. Которому уже ни к чему бороться за выживание, гнаться за пищей, извлекать ее из колосьев да скорлупок. Вместо мамонта — замороженные полуфабрикаты. Вместо костра–печи — аэрогриль с микроволновкой. Вместо тяжелого трудового дня на ногах — часто жизнь «офисного планктона» с короткими перебежками из салона авто до подъезда.


Да, палочки–выручалочки всем давно известны. Побольше двигаться и по правилам питаться. Первую рекомендацию вроде бы выполняем: по официальным данным, физкультурой в Беларуси занимаются 1,5 миллиона человек. Но «тучные»–то цифры растут... Кстати, когда в США одно время все дружно бросились на тропу здоровья, это не сильно повлияло на «статистику толстяков». Не потому ли сейчас у американцев наступило своего рода разочарование от «успехов»? За последние десять лет число любителей спорта там пошло на убыль, даже среди фанатов бейсбола...


Другое дело — еда. Вот где поле непаханое. Интересно, что и генеральный директор ВОЗ Маргарет Чань делает на нем акцент: «Питание почти во всех частях мира включает сегодня обработанные продукты с очень высоким содержанием соли, трансжиров и сахара. Они доступны всем. Безусловно, надо принимать меры для того, чтобы прокормить население в семь миллиардов человек. Но не за счет нездоровой пищи!» А нездоровая пища нынче ведь — самая дешевая. И самая желанная, модная, разрекламированная донельзя. В любом мини–магазине нужно еще поискать негазированную питьевую воду, а сладкой «шипучки» — полка да еще целый холодильник. В школьных буфетах разметают сосиски в тесте, пирожки и салат из крабовых палочек. Предел мечтаний среднестатистического ребенка — пицца в кафе, поп–корн в кино, чипсы в поездке. Конфеты–батончики–сухарики — само собой. И непременно бутылочка газировки. Вряд ли ситуацию можно изменить периодическими заклинаниями медиков на страницах газет. Ну не действует это на наших любящих родителей!


Видимо, пришла пора уже заходить и с другой стороны. Скажем, во Франции ввели новый налог на сладкие газированные напитки — 1 евроцент с каждой проданной банки напитка. И сделано это именно для борьбы с растущим в стране ожирением, которая объявлена национальной задачей. Среди других обсуждаемых предложений — запретить рекламу «шипучек» хотя бы за 15 минут до и после детских передач, выделить некалорийным продуктам особые, зеленые этикетки, выдавать малообеспеченным купоны на покупку исключительно овощей и фруктов. Год идет эта война — и две три детей от 8 до 14 уже цитируют наизусть бесконечно крутящиеся по телевизору социальные слоганы о том, что нужно есть и чего нельзя слишком много. Похожие налоги на всякие вредности ввели и в Дании, и в Венгрии, и в некоторых штатах США. А нам что мешает?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter