Ожидаются существенные изменения

Очередная кампания по выборам президента может существенно отличаться от предыдущих...

Очередная кампания по выборам президента может существенно отличаться от предыдущих. Уже на нынешней осенней сессии Парламента могут быть приняты некоторые изменения в избирательном законодательстве. О сути новшеств речь идет в интервью Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидии Ермошиной Белорусскому телеграфному агентству.


- Лидия Михайловна, есть мнение, что выборы в Беларуси проходят скучно. Как же их сделать более яркими? Будет ли предоставлена возможность кандидатам проводить агитационную кампанию за собственный счет, чтобы активнее рекламировать себя?


- Собственно говоря, я уже давно "болею" этой идеей. Сейчас идет подготовка законопроекта, который, надеюсь, будет содержать нормы, предусматривающие создание индивидуальных финансовых фондов кандидатов в президенты и в депутаты Парламента. Местных выборов это не коснется.


Фонды будут формироваться за счет личных перечислений кандидатов, поступлений спонсоров, прежде всего организаций и граждан страны. В том числе и коммерческих структур. Не вправе будут перечислять средства в такие фонды иностранные граждане и организации, предприятия с иностранными инвестициями, а также структуры, которые финансируются из государственного бюджета. Во всех странах мира привлечение иностранных средств является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата. Такая норма уже есть у нас в законе, и она отменяться не будет. Это международный стандарт.


Привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию. Таким образом, избирательная кампания пойдет живее. Кандидаты смогут проводить более яркую агитационную кампанию.


- А будет ли какое-либо ограничение допустимых средств для раскрутки кандидата?


- Размеры фондов будут обязательно ограничены. У баллотирующихся очень разные возможности, и нельзя, чтобы кандидат, пользующийся поддержкой богатых кругов, "морально задушил" основных конкурентов - его будет так много, что остальных просто не заметят. Это недопустимо.


Конечно, предлагаемое нововведение имеет и определенные минусы. Главным подводным камнем является то, что когда предоставляется такая возможность, появляются еще и "черные" кассы под прикрытием касс прозрачных. Это неучтенные средства, которые не увидит избирательная комиссия. Такой "темный" нал может идти на подкуп избирателей, на организацию некоего "черного" пиара, который призван уничтожить конкурентов. К сожалению, этого невозможно избежать, но нужно контролировать.


Прозрачный же фонд будет контролироваться банком, в который перечисляются денежные средства. Кандидаты будут предоставлять отчет о расходовании данных средств.


- Какие еще новации появятся в избирательном законодательстве?


- Законопроект об изменениях и дополнениях в Избирательный кодекс во многом готов. Он будет рассмотрен Парламентом уже на текущей осенней сессии. Этим проектом мы проведем дополнительную кодификацию избирательного законодательства.


В кодекс планируется включить нормы закона о Центральной комиссии, а также положения декретов - о декларировании имущества кандидатов в президенты и его близких родственников и о членах Центризбиркома с правом совещательного голоса. Подобный институт у нас существует во время парламентских выборов. ЦИК предлагает, чтобы он действовал и во время президентской избирательной кампании: чтобы представители кандидатов в президенты тоже наделялись полномочиями членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса. То есть изменения ожидаются весьма существенные.


Планируется еще одно очень важное нововведение с политической точки зрения: порядок выдвижения кандидатов в депутаты от политических партий будет упрощен. Сегодня для его выдвижения от политической партии по конкретному избирательному округу требуется, чтобы на территории округа была структура от этой партии. Мы предлагаем такое требование исключить из законодательства.


Дело в том, что наши политические партии малоструктурированы. Они стали очень мало выдвигать кандидатов в депутаты именно партийным способом. Поэтому мы предлагаем подобную стимуляцию. Таким образом, политическая партия на своем съезде сможет выдвигать кандидатов во все избирательные округа по выборам депутатов Парламента, независимо от наличия партийных структур.


- Будут ли учитываться рекомендации ОБСЕ при совершенствовании законодательства?


- В числе предложений ОБСЕ - введение дополнительных критериев отбора кандидатов для работы в составах избирательных комиссий. Эти критерии тоже будут указаны в законодательстве. Планируется предоставить определенные преференции представителям политических партий и общественных объединений. Будет ограничена возможность участия в работе избирательных комиссий государственных служащих.


Предлагается ввести запрет на работу в качестве председателей избиркомов лиц, которые находятся в родстве с кандидатами в депутаты либо у них в непосредственном подчинении. Это будут общие нормы для избирательных комиссий различных уровней. Иной порядок формирования только у Центральной комиссии, на нее данные критерии не распространяются.


Упрощается порядок выдвижения кандидатов. Будет проще собирать подписи избирателей, проще их заверять. И это, кстати, одно из предложений ОБСЕ. Сейчас у нас возникают дополнительные сложности, связанные с признанием подписей недействительными. Например, подпись члена инициативной группы, собиравшего подписи избирателей, должна быть удостоверена подписью представителя местной администрации и печатью. Сейчас это утверждение мы вообще предлагаем упразднить. То есть тот, кто подписи собирает, тот и заверяет подписной лист.


- Лидия Михайловна, президентские выборы планируется провести зимой 2011 года. На ваш взгляд, насколько благоприятен этот сезон с точки зрения явки избирателей?


- Начало февраля - это хороший период для проведения президентских выборов. Все наши избиратели на местах, нет миграции, меньше проблем с организацией голосования за рубежом. Поэтому, я думаю, ничего менять не надо. Точная дата предстоящих выборов будет назначена Палатой представителей Национального собрания на осенней сессии в 2010 году. То есть после 2 октября будущего года. Согласно законодательству нижняя палата назначает президентские выборы не позднее чем за пять месяцев до истечения срока полномочий Главы государства. Они завершаются 8 апреля 2011 года.


- Лидия Михайловна, как идет подготовка к выборам в местные Советы депутатов, которые намечены на весну будущего года?


- Здесь тоже ожидаются серьезные изменения. На выборах в местные Советы депутатов будет упразднен барьер явки избирателей. Это означает, что местные выборы будут признаваться при любом количестве проголосовавших.


- Сколько будет стоить проведение предстоящих выборов?


- На предстоящие выборы мы составили очень скромные сметы, которые не вызвали замечаний даже в период кризиса у Министерства финансов. Так вот, на местные выборы запрошено 19,5 млрд. рублей. А на выборы президента почти в два раза больше - 37,7 миллиарда. Нужно учитывать, что президентские выборы пройдут на год позднее, поэтому тут применена определенная индексация расходов. Это суммы, которые озвучены в Министерстве финансов и, насколько я знаю, без замечаний включены в проект республиканского бюджета на следующий год.


Наталья ИЛЬИЧЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter