Источник: Знамя юности
Знамя юности

В репертуар Большого театра Беларуси возвращается «Лебединое озеро» Петра Чайковского

Озеро надежды

Премьера новой редакции «Лебединого озера» состоится 15, 16 и 30 мая.

В репертуар Большого театра возвращается «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Главный русский балетный шлягер отсутствовал на афишах ровно пять месяцев. И уже завтра спектакль вернется на сцену – свою редакцию зрителям представит именитый балетмейстер народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. Балет подают как премьеру: автор не только внес в спектакль несколько важных поправок, проведя серьезную исследовательскую работу, но и пригласил к участию Татьяну Шеметовец. Экс-прима Большого, блистательная танцовщица (а сегодня – заведующая балетной труппой театра) выйдет на сцену спустя почти десять лет.


Нынешнее «Лебединое озеро» для нашего Большого театра шестое по счету. Впервые этот знаковый для русского (а если брать шире, то и белорусского) балета спектакль показали в 1938 году. За постановку отвечали дирижер Натан Грубин и балетмейстер Константин Муллер. Спустя десять лет Муллер вместе с дирижером Алланом Жоленцом представили вторую премьеру балета. В 1967-м и 1978-м над спектаклями работали Татьяна Коломийцева (к слову, единственная женщина-дирижер в Беларуси и одна из двух в СССР) и балетмейстер Асаф Мессерер. Следующую редакцию подготовили в 1986 году – тогда в качестве художественного руководителя выступил и Валентин Елизарьев. В пятый раз «Лебединое озеро» возглавило репертуарное меню девять лет назад, и уже в эти выходные волшебная сказка Чайковского снова оживет на сцене Большого театра.

Знаменитую историю об идеальной мечте, человеческой сущности и душевной раздвоенности Валентин Елизарьев уже ставил, но в Токио и восемь лет назад. Поэтому нынешнее «Лебединое озеро» на родной для балетмейстера сцене – это и вызов, и ответственность, и (наверняка!) оглушительный успех. Помимо целого ряда новых музыкальных фрагментов, в финале добавится хеппи-энд: Одетта наденет фату, и будут они с принцем жить долго и счастливо. У Чайковского, к слову, все закончилось не так оптимистично, напоминает Валентин Елизарьев:


– Я принял решение сохранить положительный финал. Потому что финал, в котором все умирают, не получил на премьере у Чайковского поддержки публики... Люди всегда живут надеждой. А когда все заканчивается трагически, человек ее лишается – и, по сути, лишается всего.  

Впрочем, интерпретировать «Лебединое озеро» в современном ключе народный артист СССР отказался категорически. К реконструкции музыкально-сценического облика первоначального спектакля Елизарьев отнесся максимально бережно. Акцент – на дивную музыку Чайковского, острую пластику артистов и сюжет, неподвластный времени. Что интересно, на афише фамилия Елизарьева скромно стоит самой последней: вслед за хореографами Львом Ивановым, Мариусом Петипа и Асафом Мессерером. Валентин Елизарьев обьясняет:

– Мне кажется, это честно по отношению к коллегам. Тем более с Мессерером мы пересекались, работая над предыдущими редакциями. Вообще интересно, что премьера «Лебединого озера», которая состоялась в присутствии композитора, была признана неудачной и продержалась в репертуаре недолго.  

В 1895 году за музыку Чайковского взялись балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа, благодаря которым появился новый драматургический ход и, в частности, лебединые картины. Спектакль имел оглушительный успех, был поставлен в Москве и на европейских сценах и признан каноническим, продолжает Валентин Николаевич:

– Эта постановка прожила хорошую жизнь. Спустя время к ней обратился Асаф Мессерер – так родился, по сути, новый балет, но с фрагментами хореографии Петипа и Иванова. Мы получили этот спектакль из очень хороших рук. Сейчас он живет только на сценах Минска и Будапешта.

Для премьеры было сшито почти 280 новых костюмов

Валентин Елизарьев не только отреставрировал хореографический текст, но и вернул в «Лебединое озеро» номера, которые со временем были утрачены. Это русский танец, танец шутов, отдельные мизансцены и большие сцены, перечисляет балетмейстер: 

– Я собрал воедино все компоненты, сделал логичной драматургию и вернул на сцену этот спектакль в абсолютно новом художественном решении. 

Талантливый хореограф оказался еще и замечательным режиссером. Отвечать за сценографию Валентин Елизарьев пригласил давнего друга Большого театра народного художника России Вячеслава Окунева. По-новому прочесть музыку Чайковского попробует в премьерный вечер Владимир Оводок – это его первая большая самостоятельная работа с оркестром в качестве дирижера-постановщика.


Главные роли в лебедином детективе исполнят артисты, знакомые в том числе по предыдущим версиям. Образ Одетты-Одиллии попеременно примерят примы Ирина Еромкина, Людмила Хитрова и Людмила Уланцева. В образе Принца зрители увидят на сцене Олега Еромкина, Игоря Оношко, Артема Баньковского и француза Эвена Капитена. 

Кого танцевать сложнее, белого лебедя или черного, – такой вопрос для народной артистки Беларуси Ирины Еромкиной уже давно не стоит: 

– Мне больше нравится танцевать Одиллию, черного лебедя. Она более коварная, а артисту всегда хочется попробовать на сцене образ, противоположный тебе настоящей. В жизни я, конечно, больше подхожу для Одетты, потому технически белый лебедь, возможно, дается мне легче. 



leonovich@sb.by 

Фото Александра Горбаша и предоставлены Большим театром Беларуси
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter