Озеро надежд

Белорусский государственный академический музыкальный театр поставит "Лебединое озеро"

«Лебединое озеро» хотят иметь у себя многие театры, но позволить себе его могут не все. Балетную труппу Белорусского государственного академического музыкального театра штормит не первый год. Меняются ее руководители, но главная проблема остается: молодежь надолго не задерживается, а если кто-то и остается, то  классической хореографией не блещет. Год назад балетную труппу возглавила народная артистка Беларуси, некогда лучшая балерина нашего Большого Екатерина Фадеева (на снимке). Она и до этого работала в театре, правда, педагогом-репетитором. Собственно, возможности своих артистов знала неплохо, но таки решилась на серьезный шаг — постановку «Лебединого озера». 

— Екатерина, первый вопрос, который возникает, даже не почему, а зачем? Ведь объективно вам вряд ли удастся сделать «Лебединое озеро» лучше, чем в Большом, где солируют народные артисты, а у вас совсем юные танцовщики.

— Первое — иметь такой спектакль, как «Лебединое озеро», в репертуаре очень престижно, ведь это один из шедевров мировой классической хореографии. Да, труппа классического балета сейчас очень маленькая, но ей будет очень полезно поработать над таким материалом. Мне радостно, что артисты верят в меня, а я верю в них. У нас произошел очень хороший творческий контакт, ребята горят, а это дает надежду, что у нас все получится. Верю, что в процессе такой работы потенциал труппы поднимется.

Для меня это будет такая первая премьера. Не скрою, мне сложно, но я все это делаю с огромным удовольствием. Артистам тоже нелегко. Здесь когда-то была «Спящая красавица», жаль, что не задержалась в репертуаре. Причин на то много, в том числе малочисленность труппы. Но теперь у тех, кто остался верен театру, есть хорошая возможность заявить о себе, раскрыться по-настоящему. Надеюсь, что спектакль украсит наш репертуар. Сравнивать его с постановкой в Большом не очень правильно, скажу лишь один момент в пользу нашего театра: билеты у нас значительно дешевле.

— После того как около десяти лет назад из музкомедии ушли Юлия Дятко и Константин Кузнецов, здесь так и не образовалась ведущая пара. Как вышли из этой ситуации?

— Еще задолго до постановки спектакля я сделала две пары. Это Тимофей Войткевич и Мику Сузуки, Влад Журов и Елена Германович. Некоторые сольные партии из «Лебединого озера» они уже показывали на гастролях в Китае и России. Мы их просто приготовили как отдельные концертные номера. То есть основную работу с солистами мы сделали загодя. 

— В свое время вы блистали в роли Одетты-Одиллии в Большом, буквально перенесли эту постановку на другую сцену или добавили что-то свое?

— Со мной в труппе работает педагог Жанна Викторовна Лебедева, с которой в оперном театре бок о бок мы трудились почти двадцать лет. Мы с ней в этом балете станцевали все, что только возможно. Я прошла путь от кордебалета (стояла в последней линии) до Одетты-Одиллии. Станцевала более ста раз. Мое тело до сих пор все это помнит. Так и у Жанны Викторовны. Мы вдвоем и работаем с артистами, передаем то, что когда-то танцевали сами. Это, пожалуй, единственный спектакль, где я знаю каждое движение. Показываю артистам даже мужские партии. 

Но наш спектакль будет несколько отличаться от того, что идет в Большом. Скажем так, это сокращенный вариант. Причина — делаем гастрольный вариант. Будет два акта, в каждом по две картины, разделенный музыкальным антрактом. Конечно, я оставила места, где танцуют лебеди, так называемый «белый акт». Не посмела притронуться к хореографии Петипа. Но сделала корректировку первых картин. Очень тщательно поработали с партитурой с главным дирижером Юрием Галясом. 


В музкомедии будет сокращенный вариант, но куда же без «Танца маленьких лебедей»?

— Чтобы вдохновиться, доставали свой костюм из шкафа?

— Мои пачки — имущество Большого театра. А вот перышки на голову у меня остались, я их по наследству отдала одной балерине. Когда собирались на гастроли, оказалось, что быстро сделать такой головной убор никто не может. Подарила ей на счастье, это легендарные перья, в них станцовано очень много спектаклей.

— Вы ровно год в кресле главного балетмейстера театра. Как чувствуете себя в этой роли?

— Я не в кресле, а все время в балетном зале. Я достаточно долго танцевала, потом пришлось определяться со своей дальнейшей жизнью. Для артистов такой переход всегда очень болезненный. Осознавать, что ты больше никогда не наденешь пуанты, не выйдешь на сцену, — это очень тяжелый период. Я его тоже прошла, к счастью, достаточно быстро. Поняла, что у меня огромное желание отдавать то, что я знаю и умею. Этим сейчас и живу. Когда вижу результат своей работы на сцене, это как бальзам на сердце. Но обязанности руководителя оказались очень сложными. И в этом плане я еще только учусь. Всегда говорю ребятам, что я одна из них, так мы становимся ближе.

— Замахнувшись на «Лебединое озеро», вы сделали очень серьезную заявку. Значит ли это, что теперь в музкомедии появятся и другие балетные классические шедевры?

— В первую очередь мне надо расширить труппу, тогда можно будет замахиваться на масштабные постановки. Массовость на сцене в балете ведь тоже имеет большое значение. Я это держу в уме, надеюсь, что колледж искусств будет поставлять нам хороших ребят. Рассчитываю заманивать их сюда, в том числе и «Лебединым озером», ведь точно знаю, что каждый мечтает станцевать такой спектакль. Но пока все мысли только о премьере.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости