Озерный рай... А деньги где потратить?

Можно сколь угодно говорить, что отдыхать лучше дома, на родных белорусских просторах! И, мол, не манят больше белорусов иноземные морские да прочие красоты… Но отчего тогда курортная жизнь по-белорусски отличается явным межсезонным дисбалансом? Летом от наплыва туристов яблоку негде упасть, зато зимой — едва ли не мертвая тишина? Почему не растут в том же Браславском крае, аки грибы после дождя, объекты современной инфраструктуры? И когда, наконец, усилия энтузиаста-частника и государства сольются в гармоничную систему, работающую на будущее уникальных отечественных природных жемчужин? Разобраться в непростой ситуации мы решили вместе с неравнодушными жителями озерного края. С Евгением ЛАБУТЕМ, начальником отдела физической культуры, спорта и туризма Браславского райисполкома, получился у нас такой вот проблемный разговор.

Курортному дисбалансу «не по пути» с будущим Браславского края.

Можно сколь угодно говорить, что отдыхать лучше дома, на родных белорусских просторах! И, мол, не манят больше белорусов иноземные морские да прочие красоты… Но отчего тогда курортная жизнь по-белорусски отличается явным межсезонным дисбалансом? Летом от наплыва туристов яблоку негде упасть, зато зимой — едва ли не мертвая тишина? Почему не растут в том же Браславском крае, аки грибы после дождя, объекты современной инфраструктуры? И когда, наконец, усилия энтузиаста-частника и государства сольются в гармоничную систему, работающую на будущее уникальных отечественных природных жемчужин? Разобраться в непростой ситуации мы решили вместе с неравнодушными жителями озерного края. С Евгением ЛАБУТЕМ, начальником отдела физической культуры, спорта и туризма Браславского райисполкома, получился у нас такой вот проблемный разговор.

— Спросите, наверняка, чем завлекаем туристов? Как позиционируем свою рекреационную территорию? — неожиданно с вопросов начал знакомство с журналистами «БН» собеседник.

— И об этом тоже поговорим, — парирую я. — Но для начала признайтесь: пользуетесь хорошо срабатывающим стереотипом — раз имеются уникальные озера, то на них автоматически «потекут» туристские потоки?

— Не угадали. Сегодня, когда выбор на рынке индустрии отдыха богатейший, на стереотипах уже далеко не уедешь. Да, бренд «Браславы» сложился давно. Но его наличие не избавляет от проблем, как эффективнее привлекать, регулировать турбизнес. Пока, увы, имеем дело с явным дисбалансом. Летом туристов переизбыток, даже возникают вопросы с расселением… Зимой же — полный штиль в бизнесе!

— А насколько, Евгений Брониславович, серьезно включены в это процесс частные агроэкоусадьбы? Они-то работают легально, а вот рынок «нелегальных» услуг существует?

— Сегодня в районе более ста официально зарегистрированных объектов сельского и экологического туризма. Наше дело с ними работать, конечно. «Нелегалы»? Не думаю, что такие сегодня еще остались. Зачем прятаться? Условия для ведения агротуристического бизнеса государство сформировало очень даже приемлемые. Плати раз в год одну базовую величину, и принимай столько гостей, сколько усадьба вынесет! Между прочим, за 2009—2010 годы и у нас в районе случился всплеск интереса к ведению такого бизнеса. Два года — а количество агроусадеб выросло в разы!

Что будет дальше? Не думаю, что подобный скачок повторится… Хотя недавно принят Президентский Указ № 614, позволяющий расширять усадебные площади, больше комнат отводить для приема гостей. Вряд ли среднестатистическая агроусадьба по-браславски будет большой. Максимум — всё те же четыре-пять комнат.

— Всплеск частной инициативы — это неплохо! Но как, по-вашему, решает ли это проблему превращения Браславского края в современную курортную территорию, которая не хуже заграничной?

— Нет, не решает. И не может — это объективно — частник поднять такой масштабный проект. Тут дело, которое под силу лишь государственно-частному партнерству. Ведь, вопреки расхожему мнению, хозяин белорусской агроэкоусадьбы  отнюдь не нувориш! Рискну предположить: если бы недавно еще на десять лет не продлили льготный, фактически безналоговый, режим хозяйствования, то у нас в районе осталось бы не больше десятка деревенских туробъектов. В чем специфика отечественного сельского туризма? В том, что приходится совмещать и развитие усадьбы, и прием туристов. Причем, как говорится, вырученные деньги больше идут в дело, нежели складываются в кубышку, на черный день.

— Есть и еще один стереотип: будто бы едва ли не все финансовые проблемы можно решить, получив льготный кредит от Белагропромбанка…

— О, здесь я бы не торопился с аплодисментами (улыбается)… Дальше выскажу не столько свое мнение, сколько коллективное впечатление — собственные наблюдения, помноженные на отклики непосредственно хозяев усадеб. Сегодня уже более десятка субъектов агроэкотуризма получили в районе этот кредит. Вряд ли среди них найдете хотя бы одного, кто бы остался доволен самой процедурой получения. Бумажное «засилье» очень велико! Это утверждаю не голословно, а по опыту своей работы секретарем районной комиссии, которая рассматривает заявления на льготное кредитование. К сожалению, чем дальше, тем с забюрократизированностью, длительностью процедуры  хуже. У банка постоянно идет обновление каких-то внутренних инструкций — приходится переделывать документы. Честно говоря, первое время, после начала выдачи кредитов, уходило куда меньше времени, нервов, а теперь… От момента написания заявления до получения денег может и три месяца пройти.

А тут появилось недавно одно нововведение от банка: нынче уже нельзя получать средства наличкой. Только по карточке. Обналичивать — ни-ни! Рассчитываться можно лишь через платежные терминалы, допустим, в магазинах стройматериалов… Представляете, сколько неудобств это принесло жителям небольших городов, таких как Браслав! У нас же в основном затариваются теми же строительными «надобностями» на рынке. А там карточки еще не очень в ходу... Понятно — делается все, чтобы отследить целевое использование денег (поначалу находились охотники потратить кредит не по назначению). Но от этого предприимчивому человеку в глубинке разве легче?

Хозяева усадеб еще и по такому поводу недоумевают: контролеры от банка, проверяя, верно ли потрачены деньги, могут в любой момент нагрянуть в усадьбу. И… даже разбудить гостей!

— Да, «лучшую» рекламу для раскручивания туристического потенциала Браславского края сложно придумать! Разбуженные гости, особенно иностранцы, на следующий год еще крепко подумают, отправляться ли любоваться Дривятами или живописнейшим озером Струсто, разве не так? Почему, скажите, все «заточено» не на человека, а на следование каким-то инструкциям?..

— Согласен с вами! Каждым туристом надо дорожить! Но чем, положа руку на сердце, сегодня Браславский край может привлечь гостя? Природные красоты, пляж, шашлык… А если подведет изменчивая белорусская погода? Даже самые красивые пейзажи приедаются. Те же россияне — их у нас минувшим летом от засухи немало «спасалось» — прямо, без обиняков говорят: «Ребята, у вас же деньги тратить негде и не на что!» По сути, современной туристической инфраструктуры в регионе нет. Ее нужно делать, ставить, а это требует денег.

— Знаю, вы решили начать с информационно-рекламной составляющей?

— Думаем уже к началу летнего сезона-2011 открыть в Браславе информационно-туристический центр. Где бы любой отдыхающий мог получить комплексные сведения — об усадьбах, маршрутах, экскурсиях и пока немногочисленных развлечениях…

— Развлечь могло бы посещение, например, не сильно раскрученных, менее набивших оскомину, чем традиционная гора Мая, достопримечательностей. Но по своему опыту знаю, до некоторых изюминок добраться — целая проблема…

— Увы… Не хватает указателей, но и сам внешний вид многих любопытных объектов удручающий. Сказывается бесхозяйственность? Нет, скорее формализм хозяйственный. Скажем, у старинной усадьбы в Опсе есть хозяева. Но от того уникальный объект не выглядит презентабельнее. Впрочем, это большая проблема не только Браславского края, но и всей республики. Нехватка денег тормозит многие начинания. И потом, не будешь же окультуривать старинное поместье так, как будто оно — на отдельной планете?! Средства целесообразно тратить в комплексе — облагораживать сам объект, а также окружающую его инфраструктуру, подъездные пути.

— Пока государство не решается активно передавать уникальные объекты частнику. Но тогда, быть может, оставлять больше налоговых поступлений в местных же бюджетах? Чтобы деньги шли на придание лоска имиджевым для региона достопримечательностям?

— Может быть. С другой стороны, почему вы утверждаете, что государство не решается? Уже решилось! Вот только, например, у нас в районе нет желающих  брать бывшие панские усадьбы и приводить их в порядок. И в масштабах республики таких «передач» едва ли наберется много. Тому есть, наверное, целый комплекс причин. Но, считаю, одна из главных — все та же опаска угодить в паутину «бумажного права».

— А каким в идеале видится будущее Браслав?

— Очень большие надежды связываем с выходом проекта по современному обустройству нашего края на республиканский уровень. Смысл комплексной работы — развить инфраструктуру, добавить курортного лоска не в советских, а в современных традициях, с учетом зарубежного опыта. Браславы должны приносить отдачу не только летом, но и зимой! Сейчас Нацпарк «Браславские озера» много чего интересного предлагает, даже строить новые базы отдыха. Наш отдел — за появление тут горнолыжного спуска… Инвестиции — вот что нужно привлекать! На треть вся программа обустройства должна быть завязана на этом аспекте…

— Но ведь процесс инвестиционный идет очень медленно! Несколько лет назад задумали строить санаторий в Видзах-Ловчинских, там, где уникальные грязи…

— Его до сих пор нет. Да, вы имеете право на такое скептическое мнение. Хотя иностранный инвестор нашелся, провел необходимые исследования. Сейчас готовится проектно-сметная документация. Почему не так быстро все с санаторием движется? Задумка не настолько мелкая по масштабу, чтобы торопиться. А с другой стороны — остро не хватает «свежих» объектов! Да и санатории белорусские пользуются повышенным спросом у иностранцев. Добавить бы предложения в ответ на спрос! Но…

— Спасибо за содержательный, проблемный разговор! Успехов!

 НА СНИМКАХ: хозяева усадьбы «На опушке», что в окрестностях Браслава,  супруги Екатерина и Юрий ШАКЕЛИ завлекают гостей почти «настоящей»… пушкой

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter