Как спасти от финансовой пропасти АПК Кричевского района

Оздоровить нельзя банкротить

Принцип «верю не верю» — не тот подход для управленцев агроэкономикой

2. Суровый пример «суворовцев»


Принцип «верю не верю» — не тот подход для управленцев агроэкономикой



По формальным коэффициентам лишь КСУП «Бель», о котором шла речь в предыдущем письме из Кричевского района, стало банкротом. Но по сути таковы почти все хозяйства района. Стоит лишь чуть-чуть качнуться показателям вниз...

Экономика АПК района расшифровывается просто. Среднемесячная выручка всех хозяйств примерно 1 миллион новых рублей. Молоко дает 536 тысяч рублей. Но хозяйствам остается только половина. Остальное идет на погашение задолженности перед молочным заводом: раньше у него брали деньги на строительство ферм, покупку семян, запчастей или зарплату. Реально на счета хозяйств за все виды продукции поступает 718 тысяч. Но только на зарплату вместе с отчислениями в ФСЗН уходит 625 тысяч. А ведь надо тратить еще на текущую деятельность. В итоге ничего не остается на выплату кредитов.

По словам заместителя начальника райсельхозпрода по экономике Людмилы Павловой, сейчас вся задолженность перед банками — около 8 миллионов новых рублей. Сумма на пять хозяйств немаленькая. Но более угрожающей выглядит просроченная — 2,3 миллиона, из которых 800 тысяч проценты. За них надо жить банку, финансовое положение которого тоже ухудшается. Но (внимание!) чтобы вернуть только проценты, все сельхозпредприятия должны почти два месяца не платить людям зарплату. Невеселая перспектива.

КСУП «Бель» попало под процедуру банкротства, потому что четыре квартала подряд коэффициенты платежеспособности ниже нормативных. У СПК «Малятичи-Агро» такая ситуация уже два квартала. Нет больших надежд на третий. Неужели и этому хозяйству после Нового года грозит такая же участь, и решать проблемы придет антикризисный управляющий?

У «Малятичей-Агро» ежемесячная выручка за продукцию 290 тысяч рублей, но реально на счет хозяйства поступает лишь 190 тысяч. Остальное за долги забирает молочный завод. А лишь фонд зарплаты с отчислениями в ФСЗН — 230 тысяч. В итоге нет денег на текущую работу, возникают проблемы с выплатой зарплаты, приходится залезать в новые долги к молочному заводу, не вернув старые.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СПК «Малятичи-Агро» Александр Радовский, который руководит хозяйством 14 лет, рассказал, что еще недавно оно было вполне благополучным. Но два года назад присоединили убыточное сельхозпредприятие «Звезда-Агро». Оно и потянуло вниз все показатели. Если до укрупнения доили от коровы 4200 килограммов, то бедные соседи — в два раза меньше. В итоге объединенное хозяйство в прошлом году вышло на 3500. Даже при таких надоях молоко рентабельное. Но все доходы от него съедает говядина. В наследство от «Звезды-Агро» достался комплекс по откорму КРС с привесами всего 200 граммов. Сейчас — 720. Но даже и при этом показателе он убыточен. Рентабельность — минус 24 процента. 

Огромные убытки получили в наследство от соседей и от двух новых молочно-товарных комплексов. На них брали кредиты, возвратить которые было невозможно при надоях 2000 килограммов от коровы.

Но плакать о прошлом вечно нельзя. Что делать сегодня? Хозяйство наращивает производство молока и мяса, но денег как не было, так и нет. Значит, надо думать не о валовых показателях, а о финансовых. Какой смысл от того, что говядины в этом году получат на 20 процентов больше прошлогоднего, а в 2017-м намечают добавить еще 30? Станет только больше убытков. Нужны новые подходы к отрасли. Руководитель, к сожалению, их не видит.

Он считает: надо ремонтировать старый откормочный комплекс. Но при существующей технологии он никогда не станет прибыльным. А ведь некоторые хозяйства страны начали применять подходы, при которых взрослый скот размещается в простых дощатых помещениях или даже вовсе на улице. И уже при 800 граммах привеса говядина становится прибыльной. То есть надо идти по пути снижения затрат. Тогда себестоимость мяса будет ниже двух рублей за килограмм при цене реализации 2,1.

Убедить в этом Александра Радовского не удалось. Он считает: для промышленного производства говядины нужны традиционные комплексы. 

Итак, убыточное животноводство может привести хозяйство к банкротству. Не боится ли руководитель, что на его место придет антикризисный управляющий? Александр Викторович признается, что не верит в такой исход дела. Мол, выкарабкаемся как-нибудь.

Главный экономист СПК «Малятичи-Агро» Светлана Копылова тоже не верит, что банкротство, которое стоит у порога, все же постучится в двери. Но могут ли деловые люди вообще оперировать понятиями «верю не верю»? Думается, их удел не эмоции, а трезвый расчет. Нужны решительные действия для того, чтобы отойти от пропасти. Скажем, КСУП «Бель» разработало пятилетний план наращивания производства для выхода на безубыточную работу. Оно пошло на такой шаг, потому что подпадает под процедуру банкротства, утверждает Светлана Копылова. Так, может, и ее хозяйству, не дожидаясь, пока грянет гром, принять упредительные меры?

ИМЕННО так поступают в СПК «Колхоз имени Суворова». Именно у них остальным аграриям Кричевщины стоит поучиться методам ведения агробизнеса и преодоления трудностей, мешающих выходу на устойчивое финсостояние. Здесь не увлекались новым строительством, чтобы не влезать в непосильные долги. Старались максимально использовать существующую базу. Зато пристальное внимание уделяют обновлению стада: ежегодно вводят в основное поголовье треть первотелок. В итоге надои от коровы в полтора раза выше среднерайонных. Да, они пока недостаточные по современным меркам. Но руководитель хозяйства Михаил Малашенко считает: главное — деньги. Колхоз ничего не должен обслуживающим организациям. Зато зарплата в полтора раза больше, чем в среднем по АПК района. Руководитель не против возведения новых объектов, но полагает, что сначала надо просчитать, по силам ли они предприятию, не потянут ли кредиты на дно экономику.

Технологии здесь начинаются с дисциплины. Трактористы и водители сдают утром тест на алкоголь по всей стране. А в колхозе имени Суворова такую процедуру проходят и животноводы. Попался – до свидания. «У меня такие подходы к пьяницам, — замечает Михаил Алексеевич, — закодируешься – возьмем назад в коллектив».

На что в первую очередь стоит обратить внимание всем хозяйствам района? Основные деньги приносит молоко. Народная мудрость гласит, что оно у коровы на языке. Первый заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Александр Никитенко считает, что кормовая база в районе хорошая. На стойловый период планировалось заготовить по 27 центнеров кормовых единиц на голову КРС. Но хороший урожай кукурузы позволит довести показатель до 32. Прекрасно. При таких запасах можно получать пять  и более тысяч килограммов от коровы. Но в этом году ожидается только половина. Значит, дело не в сенаже и силосе, которого можно дать животным с избытком. Ведь пару лет назад уже было 30 центнеров, а количество молока значительно отстает от возможного. Выходит, не в коня (в данном случае не в корову) корм.

В чем же тогда дело? В прошлом году каждые 100 коров дали в среднем 58 телят. Удручающая цифра. За счет чего обновлять стадо? Кроме того, от яловых животных не приходится ожидать высоких надоев. Вот где, оказывается, собака зарыта. Кормовая база неплохая, а вот работа со стадом запущена. Не во всех хозяйствах достаточно зоотехников и ветврачей, а те, которые есть, не блещут усердием.

В этом году на 100 коров приходится уже 71 теленок. Хочется верить, это станет толчком к улучшению работы со стадом, а значит, и к росту надоев. Только наращивание производства молока может отвести хозяйства района от пропасти банкротства. Но вопрос не так прост, как кажется. Значение имеет не только то, сколько телочек появляется на свет, а и какие они. Если мать давала за год 2500 килограммов, можно ли ожидать от дочери существенного прогресса. Хорошим кормом не компенсируешь плохие гены. 

По всему видно, что над этой проблемой в районе серьезно не работали. Когда строились новые молочно-товарные комплексы, их заполняли первым попавшимся скотом. Поэтому и надои не росли. А почему бы не попробовать заняться кропотливой работой и постепенно менять, допустим, бычков на телочек от высокопродуктивных матерей в других районах и даже областях. Даже при условии два к одному. Или продать на мясокомбинат две-три старые коровы, а взамен купить хорошую телку. Тогда пошло бы молоко.

КАКОЕ в целом впечатление? Кроме колхоза имени Суворова, остальные из финансовой ямы своими силами не выберутся. Нужна внешняя поддержка. В Кричеве нет промышленных предприятий, готовых взять хозяйства на буксир. Есть, правда, цементный завод, но он филиал аналогичного в Костюковичах. У того, кстати, на балансе сельхозпредприятие. Но кто мешает сделать такой же шаг в отношении Кричевского цементного. С географической подчиненностью, думается, всегда можно разобраться. Могли бы поддержать кричевские сельхозпредприятия промышленники и переработчики Могилева. Если сегодня оставить аграриев одних и не бросить им спасательный круг, они могут не выплыть...

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter