О фильме Гийома Кане "Вечно молодой"

Озабоченные

Думал ли Карел Чапек, создавая еще в 1922 году то ли фантастическую комедию, то ли драматическую фантазию «Средство Макропулоса», что идея неограниченного долголетия постепенно превратится в идею перманентного омоложения и завладеет умами большого количества озабоченных и страждущих людей? Похоже, и французский режиссер Гийом Кане не отстает от массового забега за непреходящей молодостью. Его новый фильм «Вечно молодой» откровенно обнажает все не только его амбиции, но и комплексы. Есть авторы, которые отмежевываются от своих персонажей. Мол, это не я и все, о чем рассказано, ко мне лично не имеет никакого отношения. С Гийомом Кане ровно наоборот — все подчеркнуто личное, персональное. И главного героя зовут, как и режиссера, и жена его по фильму та же, что и в реальной жизни, с подлинными именем и фамилией — Марион Котийяр. И показанные проблемы, надо полагать, не надуманные.


Собственно, рано или поздно этот кризис — «возрастной переход» — переживает каждый из нас. Только в молодости кажется, что зрелость, а тем более старость, где–то далеко и к тебе это точно не имеет никакого отношения. А оказывается, что никакой четкой границы нет, и ты глазом не успел моргнуть, а уже чувствуешь, что все не то и не так, на работе потихоньку намекают, в транспорте деликатно уступают место молодые представители обоих полов. Вот и главный герой по имени Гийом (Гийом Кане) не успел понять, что в свои 43 он уже не столь интересен, как в 23. И молодая девушка заметила, что он уже в списках предполагаемых любовников вообще не значится, и преуспевающий режиссер его не торопится занять в новом фильме, и «Сезар» получает не он, а его талантливая жена, и самого его уже называют не «месье Кане», а «мистер Котийяр». Словом, он уже совсем не «рок–н–ролл» (кстати, оригинальное название фильма именно такое —  Rock’n Roll).

Через комедийные нюансы, как жирные пятна сквозь бумагу, проступают драматические ноты. Что делать, когда работы нет, жена разочаровывается, друзья отворачиваются, молодые коллеги не считаются? Выход, который предлагает себе главный персонаж, весьма тривиален и узнаваем: накачивать мышцы в спортзале, пить протеины, колоть ботокс. Страх перед старением, как правило, чаще всего переживают женщины. В фильме все перенесено на мужчину: тот же страх, та же зависимость от омолаживающих процедур. Какой–то рекламный ход здесь все же есть. Можно предположить, что все фирмы, специализирующиеся на омоложении, заметно прибавят в своем финансовом статусе. Хотя до безобразия помолодевший герой вызывает больше неприятного удивления, чем желания сделать то же самое.

Не могу отнести себя к тем поклонникам фильма, которые в восторге заявляют: «Прекрасная, самоироничная история. Это чистое удовольствие. Наслаждайтесь!» И хотя Гийом Кане как автор хотел поиграть с собственным имиджем, разрушить устоявшиеся стереотипы относительно себя и жены, а может, и других известных личностей (в фильме собственной персоной под своим реальным именем участвует рок–звезда Джонни Холлидей), хотел снять «комедию со смыслом». Но получилось то, что получилось: где–то забавный, слегка ироничный, местами смешной, но все–таки пустячок.

lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter