Ой, мороз, мороз...

Идея заморозки человека для последующего его оживления не нова.
Идея заморозки человека для последующего его оживления не нова. Еще в древности люди знали, что некоторые замороженные рыбы, оттаяв, оживают.

В России в начале XX века идеи криоанабиоза пропагандировал физик Порфирий Бахметьев. Он пытался оживлять замороженные куколки бабочек. Тогда же Владимир Маяковский написал пьесу "Клоп", героя которой заморозили в 1929 году, а оживили в 1979-м. Первым замороженным чуть было не стал Владимир Ульянов: после смерти вождя возможность его заморозки с целью воскрешения в светлом будущем всерьез обсуждалась верхушкой ВКП(б).

Тем не менее отцом крионики считают профессора Роберта Эттинджера, который в 1963 году основал в Вашингтоне Крионическое общество продления жизни.

Идею подхватили многие ученые и авантюристы, и общества по замораживанию стали расти как грибы. Первое в истории замораживание человека осуществило в 1967 году Калифорнийское крионическое общество.

Тело умершего от рака профессора психологии Джеймса Бедфорда накачали глицерином, постепенно (в течение нескольких дней) довели до температуры -790С и в специальном контейнере погрузили в жидкий азот, где оно благополучно пребывает до сегодняшнего дня при -1960 С (методика заморозки с тех пор почти не изменилась).

До конца 70-х было заморожено всего 20 человек. Толчок к развитию крионический бизнес получил в середине 80-х, когда был изобретен туннельный микроскоп, позволивший работать с материалами на молекулярном и даже на атомарном уровне.

До последнего времени главной проблемой крионики являлась невозможность безопасного размораживания.

Однако, по некоторым достаточно смелым предположениям, исправить ситуацию могут молекулярные нанороботы. Управляемые суперкомпьютером, расположенным вне тела, роботы смогут обнаруживать и ликвидировать повреждения клеток, лечить и омолаживать их. В результате хладный труп... воскреснет. Как утверждает известный американский исследователь в области молекулярной инженерии Эрик Дрекслер, такие устройства будут созданы уже в 2040 году. А лауреат Нобелевской премии по химии Ричард Смолли считает, что они появятся гораздо раньше - в 2010 году.

После таких научно-фантастических прогнозов в крионику поверили многие. В последние годы, по официальным данным, только в три действующих на территории США крионических депозитария поступило около 100 замороженных тел (по неофициальным - замороженных около 120, в их числе Уолт Дисней и Сальвадор Дали).

Клиентами крионических компаний люди становятся еще при жизни, ежегодно их число увеличивается на 200 - 250 человек. Сейчас в очереди на посмертную заморозку стоят более 1,5 тысячи человек.

Стоимость замораживания и бессрочного хранения составляет от 30 до 150 тысяч долларов. Поэтому, несмотря на относительно невысокий спрос, криокомпании не бедствуют. По мнению экспертов, пик бизнеса придется на 2030 год, когда совокупный доход подобных фирм будет исчисляться десятками миллиардов долларов.

Предприниматели уже почувствовали, что здесь пахнет большими деньгами. Английский миллионер Роберт Синклер вложил миллион долларов в создание криослужбы в Англии, а его компания инвестирует миллионы в разработку новых криопротекторов. Предприниматель Дэвид Пайзер недавно приобрел в Аризоне участок земли за 700 тысяч долларов под строительство криосанатория - клиенты, дни которых сочтены, будут приезжать туда умирать (чем быстрее мертвое тело заморожено, тем больше клеток удастся сохранить неповрежденными).

Ну это - как говорится, у них. А что же по эту сторону океана?

Интересная деталь - в США, собственно как и у нас, свидетельство о смерти, если известно, что она была ненасильственной, можно получить в течение нескольких часов. В Европе же этот процесс слишком бюрократизирован, поэтому крионический бизнес не получил развития: замораживать тело через сутки после смерти бессмысленно. Так что в этом отношении, скажем, Россия - страна, вполне подходящая для развития криобизнеса. Не возникнет и проблем с юридическим оформлением. Фирму можно оформить как обычную похоронную контору или как научное учреждение - в этом случае клиент в качестве донора сможет завещать ей свое тело.

Правда, специалисты говорят, что главные трудности для инвестора - это нестабильность ситуации в стране и отсутствие доверия со стороны потенциальных клиентов. Но если первая проблема решается просто (достаточно купить или построить здание в Подмосковье и оснастить его автономным источником электропитания и аппаратом для сжижения азота), то над второй придется поломать голову. В стране, пережившей обвал нескольких финансовых пирамид, найдется немного людей, готовых платить большие деньги за замораживание собственного трупа и призрачную надежду на воскрешение в далеком будущем. Но и здесь можно предложить несколько приемлемых вариантов. Например, оформить договор со страховой компанией или надежным западным банком так, чтобы они переводили деньги в депозитарий не сразу, а постепенно, равными долями. Это по крайней мере не позволит владельцу депозитария сбежать с деньгами куда-нибудь в Аргентину. Значит, главное - убедить клиента. И кому-то это, несомненно, удастся сделать. В ближайшем будущем или отдаленном будущем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter