В Тонеже позвали весну и «отомкнули» землю праздником «Чырачка»

Ой, гу, весна! Ой, гу, красна!

В рамках проекта «НеОБЫЧАЙные деревни» издательского дома «Беларусь сегодня» мы окунулись в старинный обряд, где жители Полесья птичек выпекали, с горы в обнимку катались, весну звали и зиму сожгли.


У кого-то Масленица, а у жителей местечка Тонеж в Лельчицком районе Гомельщины — «Чырачка». Так называют красивый старинный обряд, доставшийся селянам от далеких предков. Отмечают его в последний день Масленицы. «Чырачка» — это птичка, которая прилетает с напоминанием, что пора весну встречать. Здесь, в Тонеже, прообразом обрядовой птички стала уточка, либо чирок-свистунок, либо чирок-трескунок, которые весну зовут забавным «триканьем». 



Замечен обряд зазывания весны «Чырачка» был в 1916 году, сколько же ему на самом деле лет, сказать сложно. За эти годы в действо добавились новые элементы. Тот, что древнее всего, — традиция залезать повыше и, обращая взор в небо, звать весну. Вот как вспоминает «Чырачку» жительница агрогородка Тонеж и одна из хранительниц обряда Валентина Атаманчук: «Лезлi на хлеўчык, на сарайчык цi на стагi сена i гукалi вясну: «Агу, вясна, агу, красна! Што ж ты нам прынясла? Каб малым дзеткам па яечку прынясла, а старым бабкам па кiёчку». Старая бабка ўжо не можа iсцi, таму ёй даюць кiёчак у рукi. На «Чырачку» абавязкова трэба яйкi варыць. Тады ж не было такога дастатку. Мацi наварыць яек, блiнцы спячэ. Дадуць нам па два блiны, яечка, i мы iдзём на хлеў гукаць вясну».


Валентина Яковлевна с молодости работала в местной полеводческой бригаде, за телятами ухаживала, коров доила. Теперь уже девятый год на пенсии. Под ее руководством на наших глазах рождаются те самые «чирочки» — птички из теста на кислом молоке.

Субботним вечером в деревянной хатке четыре женщины неспешно готовят крутое тесто. Одна муку просеивает, другая масло, сахар и соду подает, третья следит, как в печи разгораются дрова… Все вместе раскатывают скалкой тесто в сантиметр толщиной и прикладывают к нему картонную форму. По этому образцу вырезают фигурки птичек. Хвостик трехконечный, на головке может получиться чубчик, как у уточки. И, конечно, глазки.


«Вочкi мы робiм з рабiны альбо з чарнiцы. Я раблю з рабiны, каб яны вылiкiя былi, як у мяне!» — смеется Валентина Яковлевна.

В жаркой печи печенье проведет минут пятнадцать, а затем будет ждать воскресенья, чтобы стать угощением на празднике. Праздничный стол накрывали уже в этот день, ведь идет Масленица, а она не терпит праздной скуки — нужно веселиться и песни петь!


Поют в Тонеже знатно. Все наши героини — участницы народного коллектива «Тонежанка». Сколько десятков разножанровых песен знают, с ходу и не ответят. В середине 1980-х они были именитым хором, известным далеко за пределами селения и самой Беларуси. Гомель, Минск, Москва, соседняя Польша — география выступлений коллектива широка, дипломов и грамот разного уровня тоже хватает. Песня, которой нас встречали, главная обрядовая «Ой, чирочка». На местном наречии она звучит так:

Ой, гу, весна! Ой, гу, красна! 
Ой, шо ж ты нам вунесла?
Ой, чiрочко, пташэчко, 
Не залетай далечко, 
Не занось мого веньчыка, 
Бо мой веньчык — потрэбчык. 
Трэба братка жэнiцi, 
А сестрыцу замуж оддаваць…


Воскресным утром в последний день Масленицы начинается подготовка к шествию на гору за селением. Еще один главный атрибут обряда — елка, которую украшают самодельными цветами. Зеленая красавица в ярком убранстве — символ продолжения рода. Украшают ее молодые девчушки и приговаривают: «Ой ты, ёлочко, зелена ў бору стояла — шумела, на горе стала — засьяла».



Это тоже старинная традиция. Ее с детства хорошо помнит Надежда Дриневская — 70-летняя жительница Тонежа. Родилась Надежда Аврамовна в соседней деревне Иванова Слобода, была шестым ребенком после пяти братьев. Работала в колхозной бригаде. Ходили вручную ломами лед вырубать, чтоб охлаждать на ферме молоко. Грузили тюки с соломой на тракторы вручную. Пять лет своими руками Надежда доила коров, по шестнадцать телушек за смену. Теперь у нее с мужем Иваном Адамовичем четверо детей, восемь внуков и восемь правнуков.


«У Слабадзе таксама калiсьцi была свая «Чырачка». Памятую, як мацi мне ў вузялок, зроблены з хустачкi, збiрала яечка, тварог, потым муку i сахар на блiны. Мы ў складчыну неслi гэта ў хату адной з дзяўчынак, дзе яе бабуля нам варыла кашу-яечню ў чыгунку, пякла блiны. З убранай ёлачкай мы пелi песнi вакол грушак-дзiчак. Тады не было ў людзей багата яблынь цi слiў. Абтрасеш гэтыя дзiчкi, пакладзеш у сена, яны трохi пагнiюць, i тады такiя смачныя робяцца! Мы закiдалi ёлачку на адну з iгруш, каб на ёй урадзiлi ў гэты год iгрушкi», — вспоминает Надежда Аврамовна.


Сегодня в Тонеже традиция усаживать украшенную елочку высоко на дерево сохранилась. Выходя из хаты, селяне умываются из кадушки талой водой — это на здоровье, чтоб болезнь не прицепилась. Затем выносят елочку и чучело зимы. Встарь в обряде «Чырачка» не было чучела, такой элемент обряда появился в его более современной версии. Нести чучело в этот раз выпало Александру Журавскому. Ученик Лельчицкого профессионального лицея приехал погостить к бабушке и впервые попал в круговорот весеннего обряда. Сегодня ему предстоит исполнить еще и роль «Яшчура» — заводилы в народной игре.


«Хлопец становiцца ў цэнтр круга. Вакол дзеўкi ходзяць, пяюць песнi. Яшчур выбiрае адну i забiрае ў яе фант. Потым я дастаю з сумкi фанты i загадваю жаданне. Магу пацалаваць сам, магу загадаць пацалаваць другога хлопца, з гары пракацiць, на адной назе пракукарэкаць. Усё, што пажадаю!» — Александр хорошо выучил правила игры.


С песнями участники обряда направляются к Черничевской горе. Кто постарше — едет на телеге, запряженной лошадью. Остальные — пешком. Нести елочку положено молодому пареньку — он впереди шествия. Чирочки-печенья уложены в корзиночки, но до горы доедет не вся выпечка, раздадут местным жителям, которых встретят по пути. Так это делали и наши предки. 


«С днем весны! С Масленицей вас поздравляю! Здоровья, счастья, добра, тепла желаю! А главное, мира, чтоб все было спокойно и дети наши жили спокойно и радостно!» — это нас у дороги своими птичками-печеньями угощает местная жительница Ева Кондик.

На горе уже слышны песни и зачинают первый хоровод. Елочку в цветочках отправляют на большой дуб, поближе к небу и солнцу. Зеленую и нарядную, ее должны заметить птицы и сама весна. В Тонеже говорят, если провести обряд «Чырачка» искренне, весело и шумно, то весна придет быстрее, урожай будет богаче. 



В весеннем обряде тонежан среди народных игр есть своя, колоритная. В разгар веселья и взрослые, и детвора устраивают веселые покатушки. В одиночку или обхватив партнера, они со смехом скатываются с горы. Старики тоже не упускают шанс скатиться, говорят, так уходят боли в спине. Да и почему бы просто не вспомнить молодость.


Вовсю разгораются два костра. На одном сало жарят, картошку варят и блины с яичницей пекут. Все это с домашними соленьями и колбасками выставляют на скатерти прямо на земле и угощаются. На другом кострище сжигают чучело зимы. Вместе с ним огонь уносит и все плохое, что было в прошлом, все хвори и беды. Считается, что, если чучело медленно сгорает, — весна не торопится, ждать ее придется. В этот раз Морана (так чучело зимы в разных странах зовут) сгорела, едва вспыхнув. Это значит, что весна совсем уже рядом.




















СПРАВКА

Местечко Тонеж известно с XVI века как деревня. В 1940 году здесь было 1350 жителей и 375 дворов. В 1943 году во время Великой Отечественной войны оккупанты под видом проверки документов собрали в местной церкви 262 жителей, среди которых было 108 детей, и сожгли. Местом скорби стал мемориальный комплекс в центре Тонежа, а само селение называют сестрой Хатыни. Сегодня Тонеж — агрогородок. 22 мая 2015 года здесь открылся храм Святителя Николая Чудотворца.

РЕЦЕПТ ПЕЧЕНЬЯ «ЧЫРАЧКА»

Основные ингредиенты для приготовления птичек: 

— льем в миску кислое молоко, кефир или сыворотку,

— добавляем ложку сливочного масла и ложку маргарина,

— кладем пару ложек майонеза,

— всыпаем стакан сахара, немножко соли и соды,

— муки нужно добавить столько, чтобы тесто было крутым, а печенье не расплывалось и держало форму.

Хозяйки в Тонеже вырезают птичек по шаблону из картона, вы же можете применить свои формочки и фантазию.
В рамках спецпроекта «Не­ОБЫЧАЙные деревни» мы путешествуем по разным уголкам Беларуси и разыскиваем самые яркие обряды и обычаи белорусских селений. Чем живут сегодня в деревнях, берегут ли старинные традиции, как гуляют на праздники, какие песни поют и что за блюда готовят — все это в наших ярких фоторепортажах, динамичных видеосюжетах и душевных рассказах интернет-проекта «НеОБЫЧАЙные деревни» по адресу www.veski.sb.by.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter