За 7 лет фермеров стало больше на треть

Овоще–ягодный бум

Выражение «рухнули цены» доводилось слышать не раз, но впервые увидела, как это происходит. В одну из пятниц на минском рынке «Комаровка» за час до закрытия продавцы клубники на глазах у изумленной публики перечеркивали ценники. Торговые ряды не одна я покинула с увесистым пакетом ягоды по 50 копеек за кило, хотя в мои планы это приобретение точно не входило. Элементарная реакция на тройное снижение цены. А в первые выходные июля на рынке «Лебяжий» фермер буквально уговорил взять побольше огурцов по 40 копеек за килограмм на засолку. Статистика тренд подтверждает: огурцы в июне подешевели наполовину, помидоры — на четверть. Что происходит? Суперурожай и кризис перепроизводства?


По данным Минсельхозпрода, 3.168 фермерских и крестьянских хозяйств обрабатывают 180 тысяч гектаров земли. Это всего два процента пашни, ну и, как следствие, доля участия фермеров в общественном производстве сельхозпродукции — тоже два процента. Однако тут важно другое — динамика. Фермеров у нас стало на 30% больше, чем в 2010 году. А их доля в нашем общем «каравае» удвоилась. Что говорит о хорошей производительности труда и рентабельности. Правда, сельские предприниматели идут преимущественно в те сферы, которые требуют меньше денежных инвестиций. Это производство картофеля, овощей и ягод. Понятно: теплицу в одиночку поставить проще, чем коровник. Крестьянские хозяйства у нас освобождены от всех видов налогов в течение первых трех лет, а после платят 1% от выручки. Также могут получить финансовую поддержку на первичное обустройство — строительство дорог, водо–, газопроводов, мелиорацию. И вот если в 2010 году 83% картофеля, 62% овощей и 89% ягод выращивали крупные сельхозорганизации, то нынче цифровой ряд совершенно иной: 67%, 42% и 58%. То есть уже каждый второй овощ или фрукт — с крестьянского подворья. Частное дело кормит порядка 10 тысяч человек на селе. Серьезная производительная сила. И конкуренция.


А что со сбытом? По традиции огуречники или клубничники везут продукцию на уже известные далеко за пределами Беларуси оптовые рынки. В тот день, когда я разжилась клубникой по 50 копеек, покупателей, преимущественно россиян, приехало за товаром меньше обычного, и, чтобы скоропортящуюся
ягоду не пришлось выбросить, ее сбыли по бросовым ценам местным оптовикам, а те пристроили товар как сумели. Такую подоплеку явления мне поведала словоохотливая продавщица, сама удивленная случившимся. По мобильнику она названивала друзьям, рекламируя баснословно подешевевшую на «Комаровке» ягоду. Я же воочию представила трагедию крестьянина, который эту клубнику или огурцы выращивал, вкладывал деньги и силы, чтобы потом не знать, куда девать урожай. Так продолжается не первый год. Неурожай — плохо, большой урожай — тоже беда...

Недавно довелось встретиться с одноклассницей, приехавшей из Москвы. Там, конечно, хватает рынков, супермаркетов и прочих площадок сбыта продовольствия. Однако при этом популярность набирают сетевые компании, работающие с местными фермерами. Свежее молоко, овощи, фрукты, ягоды с российских крестьянских подворий можно заказать онлайн. Образно говоря, парное молоко, творожок, мешок картошки подвезут, куда желаете. Подумалось: почему подобной связки города с селом нет у нас?

Кстати, говорят, в яблоневых садах уже ломятся ветки от богатства плодов. Возможно, не только фермерам стоит подумать о том, как полезный фрукт сохранить. Ведь, по статистике, белорусы собственными яблоками в последние несколько лет были обеспечены только на 25%. Все остальное — импорт, за валюту.

aelita@sb.by

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter