Минская ратуша в литературе

Овеянная легендами

Есть здания, которые можно назвать настоящими историческими персонажами, с бурной биографией и портретами, созданными художниками и поэтами. Одно из таких зданий как раз отмечает день рождения. 420 лет назад, согласно документу, найденному исследовательницей Ольгой Бобковой, в Минске закончилось строительство каменной Ратуши.



А началось все в 1499 году, когда великий князь литовский и король польский Александр выдал Минску привилей на Магдебургское право, то есть само­управление, и в одном из пунктов говорилось: «И тежъ на местъцу годномъ мають справити ратуш, под которымъ же будуть мети крамницу и клетки хлебъные и комору пострыгальную».

Однако время шло, и у горожан все не доходили руки до постройки ратуши. Вроде бы возвели деревянную, но та сгорела… Наконец 420 лет назад появилось строение, о котором в 1656 году московский воевода писал своему царю: «добре велика, каменас», а в 1678 году чешский путешественник Бернгард Танер подтверждал: «Главное украшение города — ратуша, что стоит в центре, окруженная множеством лавок».

Давайте взглянем на оставшиеся в истории портреты ратуши.
На балконе ратуши играл городской оркестр, на башне появились первые городские часы.

Защита города

Оставил портрет ратуши и Артур Конан Дойль в «Приключениях бригадира Жерара». Во время войны 1812 года здание становится местом засады на французов, которых заманивает туда влюбленная пара — капитан Алексис Бараков и его невеста Софи. Жерар убежден, что в ратуше хранится большой запас зерна, и возглавляет отряд по его захвату: «И вот, когда солнце уже начало клониться к западу, мы очутились на широкой главной улице и поскакали по ней под крики мужиков и визг испуганных женщин, пока не оказались перед ратушей. Я остановил своих кавалеристов на площади, а сам с двумя сержантами, Удэном и Папилетом, бросился внутрь. Господи, никогда не забуду, что я там увидел! Прямо перед нами, выстроившись в три ряда, стояли русские гренадеры. Когда мы вошли, они вскинули ружья, и прямо в лица нам грянул залп».

Французы были взяты в плен, а ратуша стала символом непокоренного города.

Ратуша на рисунке неизвестного художника конца XVIII в.

Место законности

У ратуши было много функций. Ее башня служила пожарной каланчой. На ней появились первые городские часы, здесь хранились хоругви ремесленных цехов и меры весов и объема. Размещались полиция и гауптвахта. Но, конечно, прежде всего это было здание для органов городского само­управления.

Приют муз

В позапрошлом веке на втором этаже ратуши, на галерее, летом ежедневно с 19 до 20 часов играл городской оркестр, в котором были и белорусские цимбалы. В начале века этим оркестром руководил музыкант Викентий Стефанович. Под его же руководством в ратуше действовала музыкальная школа. Петр Шпилевский в книге «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» писал: «По правую сторону главного гостиного двора возвышается ратуша, в зданиях которой, между прочим, помещается театр, состоящий в настоящее время под покровительством местного губернатора… Ратушный театр невелик, но довольно красиво и изящно отделан».
Конан Дойль описал ратушу как место засады на французов.

Возрожденная на века

Ратуша была снесена в 1857 году по приказу, подписанному российским императором. В современной суверенной Беларуси здание было восстановлено. В 2012‑м оно открыло двери для посетителей, став филиалом Музея истории города Минска. В книге почетных гостей есть запись, оставленная Президентом Александром ­Лукашенко: «В этом здании особенно ощущается связь с предыдущими и ответственность перед будущими поколениями... Верю в долгую жизнь ратуши, в то, что будущим минчанам не придется отстраивать и открывать ее еще раз».

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter