Чем вызвана потребность возрождения овцеводства в Беларуси?

Овечка вокруг человечка

К КОНЦУ года завершается реализация трехлетней республиканской программы по развитию овцеводства. Уже сейчас очевидно, что ее выполнение под большим вопросом, констатировал на планерке в Минсельхозпроде первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид МАРИНИЧ. 



Чем вызвана потребность возрождения овцеводства в Беларуси? Казалось бы, дай бог нам удержать планку по мясному и молочному скотоводству. Но дело в том, что выполнение программы позволило бы за три года уменьшить объемы закупки шерсти за рубежом на 260 тонн, овчины — на 80 тысяч штук. Экономия — около 4,5 миллиона бюджетных валютных средств. К тому же стране нужны шерсть, овчина и мясо.

Баранина — высокоценный диетический продукт. Холестерина в нем в 3 раза меньше, чем в говядине, и в 4,5 раза меньше, чем в свинине, зато железа, меди, кальция и фосфора больше в 2—3 раза. Молоко овец — ценный пищевой продукт, содержащий до 6 процентов белка и 8 — молочного жира. Из него производят различные напитки и сыры, экономическая эффективность экспорта которых в ряде стран на 60—70 процентов превышает доход от других видов овцеводческой продукции. Из жиропота овец получают ланолин, из которого вырабатывают краски, лаки, мази, кремы. Железы внутренней секреции и кишки используют для изготовления лекарственных препаратов и кетгута — саморассасывающегося хирургического шовного материала. В дело идет даже навоз, из которого получают дешевое и качественное органическое удобрение. Недаром издревле говорили: овечка вокруг человечка. 

И для белорусов овцеводство вовсе не экзотика, во все времена оно приносило хороший доход. В довоенном прошлом в стране было 2,5 миллиона овец, которые давали более тысячи тонн шерсти и свыше 10 тысяч тонн мяса. Однако потом от этих животных стали постепенно избавляться, объявив их обузой, а отрасль убыточной. Ускорила развал и авария на Чернобыльской АЭС — оказалось, шерсть овец накапливает радионуклиды. И если в конце 1980-х годов в Беларуси было более 450 тысяч овец, то уже через 20 лет неполных 50 тысяч. Причем количество их в хозяйствах уменьшилось в 70 раз, на частных подворьях всего в 4,5 раза. Ведь ранее почти в каждой белорусской семье была своя маленькая отара, которая кормила и одевала.

И немудрено: по энергии роста ягнята в 1,5—2,2 раза превосходят молодняк КРС. Откормить 10 голов до 450 килограммов можно за 9 месяцев, или в 2 раза быстрее, чем до той же массы одного бычка. Что важно: высокая скороспелость овец плюс их высокая плодовитость обеспечивают быстрый оборот вложенных в отрасль средств.

Если это так выгодно, почему отрасль в таком глубоком кризисе? Сегодня с учетом частных подворий численность поголовья не превышает 70 тысяч овец вместо запланированных 150 тысяч, в том числе овцематок — не менее 52,5.

Для возрождения овцеводства нужно в первую очередь завезти племенное поголовье из-за рубежа. Но проблемы с эпизоотической ситуацией в странах, имеющих нужные нам количества и породы, не позволяли завозить животных. 

Однако лед тронулся. По словам заместителя министра Игоря Брыло, на днях специалисты Минсельхозпрода и трех наших племпредприятий выезжают во Францию, где побывают на четырех специализированных фермах и «одним махом» отберут необходимое хозяйствам поголовье. 

Но не сдвинуты с мертвой точки другие проблемы. Получим животных, а куда их ставить? Мы жалуемся, что нет денег на строительство ферм и загонов. Допустим, государство в рамках программы выделит средства. Не окажется ли так, что мы тут же начнем оправдываться, что нет проектов? Как обычно, беспорядочно суетясь в пожарном порядке. 

Есть и объективные причины, тормозящие отрасль. Отсутствие выгулов, например. За последние 20 лет хорошие земли распаханы под зерновые культуры и кормопроизводство. А овцам, как и КРС, необходимы культурные пастбища, тем более что в стране, где пастбищный период ограничивается 170 днями, не каждое животное чувствует себя комфортно, отчего напрямую зависит его продуктивность. Заморские особи зачастую трудно приспосабливаются, болеют.

Далее: куда сбывать мясо? Пока наши мясокомбинаты, кроме Оршанского, с бараниной не работают. Практически невозможно сдать шерсть и кожу. По этим причинам многие хозяйства не видят экономических выгод и стимулов. Поэтому программа буксует основательно. 

Кроме того, не наступить бы нам на те же грабли. По программе необходимо построить 6 племенных заводов и более 10 племферм в каждой области. Есть ли смысл возводить новые просторные помещения, которые обойдутся сельчанам очень недешево? Может, лучше поддержать бизнес-проекты фермерских и личных подсобных хозяйств? Именно так поступили в Прибалтике, где при поддержке государства овцеводство получило второе рождение. 

Частник ведь не требует обилия благ и более гибок. В этом я убедилась, побывав в Шкловском районе, где первым в области открыл овцеводческое хозяйство сириец Фарадж Абдул Хамид. Беларусь он считает своей второй родиной. Продал квартиру, бизнес и взял кредит под огромные проценты, чтобы поддержать президентскую программу развития овцеводства в Беларуси.

В овцехозяйстве 25 гектаров земли и несколько построек. Раньше все это принадлежало разным колхозам — передавали из рук в руки. В конце концов участок вовсе запустили. Сегодня весь он обнесен двухметровым забором, каждый гектар отделен изгородью и представляет собой отдельные загоны, которые нужны для того, чтобы каждый день перегонять отару на новое место. Иначе она вытопчет все, и земля на долгое время станет непригодной.

Плюсов у разведения овец в сравнении со свиноводством и выращиванием коров, по мнению Фараджа Абдула, немало. Овцы едят ту траву, которая не подходит коровам, тем самым расчищая землю для более рационального ее использования. Еды и воды им нужно в разы меньше. Подходят каменистые участки, куда коровы не зайдут. У овечек меньше всего заболеваний — около пяти. У коров и свиней — десятки. Овца при хорошем уходе дает приплод два раза в год или три раза в два года. 

Фермер может долго перечислять преимущества овец, но настроен довольно критично: «Зачем тратить валюту и везти сырье из-за границы? Так что я полностью поддерживаю программу и считаю ее рациональной. Но пока четкой команды сверху не поступит, вряд ли кто-нибудь сам проявит инициативу». 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter