Овчинка выделки стоит!

Мода на валенки давно прошла, но на Дрибинщине решили возродить старинное ремесло
Мода на валенки давно прошла, но на Дрибинщине решили возродить старинное ремесло

Шаповалами здешние места славились издавна, по официальным данным, ремесло зародилось здесь в ХIХ веке. В старину мастера за тридевять земель валенки валять ходили, обували в «шкорни» собственного, ручного, производства не только земляков, но и жителей Славгородского, Чериковского, Краснопольского районов, Смоленщины. А секреты свои всегда держали в тайне, передавая их из поколения в поколение. Даже тайный «катрушницкий» язык придумали (в нем около 900 слов)!

...Мода на валенки давно прошла, но за ними и по сей день на Дрибинщину к местным мастерам едут не только из всех уголков Беларуси, но и из России. Правда, времена, когда здесь в каждой хате жили шаповалы, канули в Лету, посему сами мастера и решили: «Пора передавать свои секреты молодежи».

В Дрибинском районном историко–этнографическом музее еще несколько лет назад разработали программу развития шаповальства, а на днях при музее был открыт клуб по интересам «Шаповал». Теперь 9 — 15–летние дети будут изучать здесь старинное ремесло в теории и на практике.

«Наши работники собрали все необходимые шаповалу инструменты вплоть до самой настоящей «брынды» — станка, с помощью которого выбивается овчина, — рассказывает главный хранитель фондов музея Нина Радевич. — Опытнейшие мастера, которые когда–то пешком обошли не только Могилевщину, но и Гродненщину, Брестчину, Смоленщину, научат детей валять валенки, а заодно обучат их «катрушницкому» языку. А дети запишут все секреты и воспоминания мастеров».

Дрибинская молодежь шаповальным промыслом заинтересовалась, в кружок уже записался не один десяток школьников. Так что в музее теперь подумывают о том, чтобы открыть небольшой магазинчик, в котором подростки смогут продавать свои валенки. Как большие, так и сувенирные — маленькие.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter