Овчинка и выделка

Пора разрушать «базарные стереотипы»
Пора разрушать «базарные стереотипы»

В первые дни весны нас с подругой позвали на загородную прогулку. Приглашение мы с удовольствием приняли, но перед самой поездкой вдруг вспомнили, что ни у одной, ни у другой нет резиновых сапог, а без них по лесу, понятно, не пройдешь. С самого утра в субботу побежали на рынок, где полно рабочей обуви всех цветов и размеров и совсем недорого — от 17 тысяч рублей за пару. А по пути случайно завернули в универмаг и... обнаружили там сколько угодно интересующих нас сапог за 12 — 14 тысяч рублей. Потом, тщательно обследовав прилавки, сумели найти еще дешевле — за 9 с копейками. Сэкономили, конечно, не много, но все равно приятно.

А на днях мне очень захотелось купить помело (не метлу, конечно, а экзотический фрукт). Пришла на Центральный рынок Могилева и ахнула: никто не предлагал деликатес дешевле, чем за 10 тысяч рублей за килограмм, а то и за все 12, 13, 15 (!). Но я–то знаю, что в любом магазине около дома, где живу, продается то же самое за 5 с «хвостиком».

«Почему так дорого?» — поинтересовалась у девчонки–продавца. Та развела руками: «Все зависит от цены закупки, стоимости транспортировки, хранения. Понимаем, что наш товар «кусается», но дешевле отдать не можем». Разговорчивая работница прилавка даже поделилась секретом, что в последнее время многое и сама стала покупать в магазинах, а не у коллег. В общем, уходила я из крытого павильона ни с чем.

И все же на отсутствие покупателей бизнесмены с рынков, особенно продовольственных, пока не жалуются. Многие горожане как привыкли с незапамятных времен, что у частников все дешевле, так и уверены в этом по сей день.

...Моя сестра облюбовала симпатичный набор кастрюль в хозяйственной палатке, уже полезла в сумку за кошельком, но вдруг ей резко расхотелось тащить через весь город внушительных размеров коробку с покупкой и это оказалось к лучшему. В небольшом магазинчике родного микрорайона продавались точно такие же кастрюли, только процентов на 20 дешевле.

Недавно я впервые задумалась, что различия в ценах не в пользу рынка вовсе не случайность и не совпадения, а, скорее, уже тенденция. Следующий пример убедил окончательно. Приятельница работает экономистом на предприятии, живет одна, никто ей не помогает, к тому же она выплачивает серьезный кредит. При этом дама умудряется одеваться как картинка: что ни день — то новые платье или костюм. «Это какая же должна быть зарплата, чтобы ни в чем себе не отказывать», — всякий раз завидовала я, встречая модницу на улице. А недавно разговорились и оказалось, что зарплата у экономиста самая обычная, а секрет в том, что она одевается не на рынке. Все ее подруги радуются, выторговав в палатке обновку за 140 — 160 тысяч рублей, при этом многие вещи моей приятельницы ничем не хуже рыночных, а куплены в универмаге всего за 45 — 60 тысяч. Разница есть?!

Считается, что бизнесмены, чтобы заинтересовать покупателя, не станут драть с него три шкуры, но это, как ни странно, заблуждение.

— Мы создаем все условия для обеспечения частников товарами, — рассказал мне первый заместитель начальника управления торговли и услуг Могилевского облисполкома Олег Шершнев. — На каждой торговой базе Могилева созданы оптовые магазины–склады, к примеру, на «Бакалее» на торговых площадях около 2 тысяч квадратных метров предлагается 7 — 8 тысяч наименований товаров торговым предприятиям всех форм собственности и для надежных потребителей возможна отсрочка платежа. Продукцию многих белорусских производителей на таких складах предлагают по ценам изготовителей, так как базы являются дилерами заводов и фабрик; в городе работают представительства 15 белорусских предприятий и, не выезжая, к примеру, в Брест, Лиду или Минск, можно заказать партии чулочно–носочных изделий, обуви, трикотажа. На складах и в представительствах выдадут и все необходимые документы, включая сертификат соответствия.

К сожалению, здесь–то и зарыта собака. Многие частники в документах вовсе не заинтересованы, ведь с ними бизнес становится «прозрачным». В накладных четко прослеживается цена производителя, торговая надбавка к которой на белорусский товар не может превышать 30 процентов. В документах указаны сроки реализации продуктов питания, за нарушение которых грозит штраф в размере 5 базовых величин. Контролирующие органы строго следят, чтобы не завышались цены, а продукты попадали на стол покупателей только свежими. Правда, проконтролировать проще там, где торговля цивилизованная, поэтому многие бизнесмены с рынков и ищут альтернативные пути завоза товара, а потом по одной накладной продают его месяцами партию за партией, пока не попадутся. К тому же на импортную продукцию ограничений в торговых надбавках нет — многие накручивают и 50, и 60, и все 100 процентов. Другой вопрос: как покупатели это терпят?

Стереотипы — вещь серьезная, побороть их непросто. С незапамятных времен принято считать, что импортные товары более качественные и многие как гонялись, так и гоняются за иностранным, хотя белорусские предприятия не стоят на месте, совершенствуются технологии, меняется дизайн, сказывается конкуренция.

Или, например, принято считать, что китайский и турецкий ширпотреб — самый дешевый. Так–то оно так, но после многочисленных накруток оптовиков, посредников и самих продавцов — не всегда.

К тому же многие бизнесмены начинали торговать на рынках лет 15 назад в условиях дефицита и привыкли считать, что, походив по магазинам и не найдя ничего подходящего, покупатель все равно придет к ним. Нередко их надежды оправдываются: есть еще категория покупателей, особенно в глубинке, которые до сих пор уверены, что на рынке и только там можно купить абсолютно все, причем недорого.

И все же прежде чем купить что–то «недорогое» в торговой палатке, не поленитесь пройтись по городу, посмотреть, сколько это стоит у других.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter