Оваций не сорвали: «правозащитники» выступили в суде с последним словом

В суде Ленинского района г. Минска, где с 5 января 2023 года рассматривается уголовное дело в отношении «правозащитников» Александра Беляцкого, Валентина Стефановича, Владимира Лабковича и Дмитрия Соловьева, с последним словом выступили трое обвиняемых.


Напомним: Беляцкому, Стефановичу, Лабковичу, Соловьеву предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 228 УК РБ (контрабанда, совершенная организованной группой лиц) и частью 2 статьи 342 УК РБ (обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности).

Ранее государственный обвинитель запросил 42 года лишения свободы и штраф в 840 000 рублей на всех. Самый большой срок запрошен, конечно, для Беляцкого – 12 лет лишения свободы, чуть меньше – 11 лет – для Стефановича, 10 – для Соловьева и 9 – для Лабковича, который худо-бедно пытался вести себя в суде разумно.

О том, что думает по поводу грозящего ему срока в 10 лет лишения свободы Дмитрий Соловьев, не знает никто по причине его отсутствия не только на скамье подсудимых, но и в Беларуси в принципе. Высказавшись в начале процесса в стандартном змагарском духе про «судят невинных», Соловьев окончательно исчез с медийных просторов. Оно и понятно, в Беларусь Соловьев больше не сунется. И его теперь в гораздо большей степени интересуют вопросы проживания за границей, а не отбывания сроков в Беларуси.

А вот остальные обвиняемые сегодня свое мнение высказали.


Работу журналистов оценили

Первым свое последнее слово зачитал по бумажке, конечно же, Беляцкий. Правда, длилось оно удивительно недолго. Всего 20 минут Беляцкий нудел о том, что уже не раз пытался высказать суду, но ему никак не давали развернуться. Потому как все эти болезненные потуги Беляцкого продемонстрировать «величие» своей личности суду были неинтересны. А в свете предъявленных обвинений еще и совершенно бесполезны. Обиженный таким откровенным невниманием к его «заслугам», Беляцкий свое «выступление» с последним словом иногда угрожающе анонсировал во время всего процесса. И вот дорвался.


По словам Беляцкого, уголовное дело против них политически мотивировано. Конечно-конечно, исключительно политика. Правда, непонятно, как контрабанда может быть политически мотивированной, но не будем слишком строги к Беляцкому. Ему трудно, он не привык строить логические цепочки и что-то объяснять. Последние 25 лет ему такое умение было без надобности, любой дичи верили на слово, особенно на международной арене.

Не обошел своим вниманием Беляцкий и работу СМИ, в частности «СБ. Беларусь сегодня». Вся информация по процессу, которую журналисты старались донести до тех, кому это было интересно, была названа Беляцким сплетнями и враньем. Что ж, в устах таких людей, как Беляцкий, это скорее комплимент работе журналистов.

Беляцкий вспомнил в очередной раз и Декларацию о правозащитниках, на которую они со Стефановичем постоянно ссылались. Мол, нарушает Беларусь свои обязательства и не имеет права судить таких прекрасных людей, как они. Но вот незадача: не является Декларация юридически обязательной к исполнению. И Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (по смыслу статьи 11 Устава ООН), которой принята Декларация о правозащитниках, не носит обязательного характера, а содержит лишь рекомендации государствам-членам. «Ведущим правозащитникам Беларуси» стыдно не знать таких нюансов. Особенно когда они так пафосно заявляют, что что-то там не исполняет суд.

Прошелся Беляцкий и по политической ситуации в Беларуси. Плохо у нас все и осталось нам немного. Еще и советы нам Беляцкий дал – как жить, как развиваться, как судить надо. Полный набор стандартных штампов, которыми до сих пор бредят недалекие змагары. Совсем ничего нового не предложил. Правда, «революцию» опять обещал, но это тоже из арсенала хронического «реванша», который все ждет разбежавшаяся по миру оппозиция. Теперь вот Беляцкий ждет. Благо срок, скорей всего, будет способствовать довольно длительному ожиданию.  

По сути предъявленного обвинения Беляцкий не сказал ни слова. Видимо, масштаб личности не позволил опускаться на уровень каких-то там обвинений. Но надо отметить, что своими заслугами в последнем слове Беляцкий сильно тыкать не стал, похоже, услышал слова представляющего государственное обвинение Александра Короля о том, что перед законом все равны. Или понял, как же все-таки жалко выглядят его постоянные попытки рассказать суду о своих мнимых заслугах.

В надежде услышать что-нибудь новое, в зал заседаний сегодня набежало некоторое количество поклонников. Не так много, как в первый день, но все же больше, чем обычно. Среди них была вновь замечена Марина Адамович, жена оппозиционера Статкевича, который в очередной раз уже заработал срок. Присутствие Адамович в зале суда понятно: «Весна» обеспечивала чете Статкевич – Адамович финансово комфортное отбывание наказания, поэтому вроде как Адамович «долги отдает», тем более что зайти в суд на пару часов ничего не стоит.


Лабкович был самым лаконичным

Откровенно деморализованный Стефанович в своем последнем слове был значительно более краток, чем его бывший начальник. И он тоже не сказал ничего нового. Работал без денег, исключительно за идею и вообще человек он заслуженный, а преследуют его исключительно по политическим мотивам. И все доказательства, собранные судом, конечно же, никакие не доказательства, а так, просто бумажки, да и свидетели все врут … А дальше очередные отсылки к международным принципам и декларациями.


Из интересного – только упоминание, что они (Беляцкий, Стефанович и Лабкович) подготовили себе достойную смену, которая в «Весне» будет и дальше зарабатывать себе на хлебушек с икоркой. Судя по всему, Стефанович очень плохо осведомлен о процессах, которые происходят сейчас в «Весне». Да и откуда же ему про них знать, если соратникам на своих бывших начальников откровенно наплевать: государственные журналисты процессу над Беляцким, Стефановичем и Лабковичем уделили куда как большее внимание, чем оставшиеся на свободе весновцы.


А вот надежды Стефановича на молодое поколение весновцев стоит только поддержать. За права человека в Литве, Польше, Украине можно не волноваться, туда приехали умеющие грамотно дербанить деньги весновцы. Учителя в лице Беляцкого, Стефановича, Лабковича у них были действительно неплохие. Вот только с деньгами в последнее время у «Весны» не очень. А местные, такие же «правозащитники», особо делиться не собираются. Но пока еще есть какие-то копейки, жива и «Весна». Ну как жива, заявляет там что-то иногда. Политических все считает. Только это уже особо никому не интересно.

Лабкович в своем последнем слове был краток. Поддержал своих подельников в том, что они уже наговорили, и напомнил о том, что у него жена и дети, поэтому не надо его сильно наказывать. Видимо, имел в виду, что все преступления совершал исключительно для семьи. Молодец, конечно, и наличие малолетних детей ему, конечно, зачтется. Об этом, кстати, ранее упоминала председательствующая в судебных заседаниях судья Марина Запасник. Как и Стефановичу, у которого тоже есть малолетние и несовершеннолетние дети. А вот у Беляцкого все взрослые, обстоятельств, смягчающих ответственность, судом у него не установлено.

После окончания заседания присутствующие поклонники и родственники обвиняемых попытались похлопать сидящим на скамье подсудимым. Но как-то жиденько попытались, оваций не получилось. Или присутствующих было недостаточно, или и они были разочарованы откровенно унылым настроением обвиняемых. Понять такое настроение можно – сроки грозят серьезные и надежд на призрачные «революции» тоже нет, что бы там ни вещали в своих последних словах оппозиционные правозащитники.

Приговор Беляцкому, Стефановичу, Лабковичу и Соловьеву будет вынесен 3 марта 2023 года.

Фото из архива СБ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter