Отзвуки грозы 1812 года

В московском Театре драмы и комедии на Таганке состоялась премьера спектакля «Гроза 1812 года. Имени Твоему (из записок Даниловского)»

В московском Театре драмы и комедии на Таганке состоялась премьера спектакля «Гроза 1812 года. Имени Твоему (из записок Даниловского)»

Этой весной исполняется 200 лет окончанию заграничного похода русской армии и полному разгрому Наполеона. 31 марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вошли в Париж. Но триумфу, как известно, предшествовала кровопролитная война против иноземных захватчиков, с одной стороны, и искусно сплетенная дипломатическая игра правителей сильнейших империй планеты – с другой.

Автор пьесы «Гроза 1812 года. Имени Твоему (из записок Даниловского)» и постановщик спектакля Сергей Глущенко историю Отечественной войны 1812 года знает глубоко – выступал с докладами на научных конференциях, общался с именитыми учеными. Он уверен – это был наиважнейший период русской истории, во многом определяющий сегодняшний день. В непростых отношениях России с Европой видится немало созвучий. Неслучайно эпиграфом к пьесе и спектаклю взята пушкинская фраза из «Заметки о «Графе Нулине»: «Бывают странные сближенья…»

Как и два века назад, мы снова ищем ответы на вечные вопросы: кто виноват, что делать, что есть истина и свобода. Связь времен неразрывна, и все ответы – в прошлом. Высшая мораль пьесы заключается в том, что оканчиваются войны, сменяются правители и эпохи, но человеческие ценности остаются вечными: надежда, вера, любовь. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей» – эти слова из библейского Писания изображены на оборотной стороне медали «В память Отечественной войны 1812 года». Потому что, как говорит один из героев пьесы, именно эти слова стали символом победы. А залогом победы – вера. Часть библейской фразы – «Имени Твоему» – и вынесена в название спектакля.

Действие развивается в двух измерениях – в 1810-х годах в 1854-м. В разгар Крымской войны встречаются старые друзья: полковник Петр Даниловский, писатель, человек передовых взглядов, протоиерей отец Сергий и государственный деятель Михаил Шаховский – каждый из них достойно послужил России. Они вспоминают молодость, опаленную пожарами Москвы и отрезвленную дубиной «народной войны». Молодость, прошедшую в сплетении лучей двух светил: яркой звезды законного правителя, благородного Александра I и тревожной – самозваного корсиканца Наполеона.  Убеленные сединами, они вместе подводят жизненные итоги, рассуждая о судьбе России. Одна из ключевых линий спектакля – рассуждения героев о сути свободы, о том, как воспринимает ее русский человек и к чему ведет иной раз борьба за свободу. И эти мысли невероятно актуальны для нас, как и два века назад.

В постановке крепкий актерский состав. Петра Даниловского в молодости играет Петар Зекавица, серб по происхождению, а в старости – народный артист России Юрий Смирнов. В ролях Анны и ее дочери Веры – Ирина Линдт, которая давно полюбилась зрителям в ролях сильных духом и мудрых женщин. Не обошлось и без мистики: в спектакле обыгрывается легенда о мнимой смерти Александра I, который якобы прожил оставшуюся жизнь под именем старца Федора Кузьмича. Таинственный странник (народный артист России Александр Трофимов) появляется в доме Даниловского в качестве писаря. И постепенно Петр начинает понимать, кто перед ним на самом деле…

Спектакль представляет собой искусный мультимедийный проект, основанный на синтезе театра и кино. Действие происходит на сцене и на экране, «живые сцены» гармонично дополняются запечатленными камерой. На экране возникают и батальные сцены из киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». По рассказам создателей проекта, пьеса Сергея Глущенко станет основой многосерийного фильма.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter