Отжали сок. Что в остатке?

Ответ  на  этот  вопрос  дала  коллегия  Комитета  госконтроля  Беларуси

Ответ  на  этот  вопрос  дала  коллегия  Комитета  госконтроля  Беларуси

Во многом необычным было это заседание. Прежде всего впечатляло количество должностных лиц, приглашенных на «разбор полетов» или, точнее, «глубокий отжим» соковой ситуации в стране. Все они едва вместились в актовом зале Минского государственного Дворца детей и молодежи. А в его фойе накануне заседания была представлена выставка соков, выпускаемых отечественными производителями.

Я пообщался с представителями предприятий и вынес из этого общения одно: жизнь у производителей соков далеко не беспроблемная. Некоторые из них выживают из последних сил, находясь на грани банкротства. Но есть и весьма успешные, которые тем не менее сталкиваются с самыми различными препятствиями.

Заместитель директора ОАО «Пружанский консервный завод» Егор Ширяев, говоря о  продвижении отечественных соков, применял весьма образные эпитеты и метафоры:

— У нас в конце прошлого года появился инвестор, мы открыли филиал в Минске, пошли на различные новшества. Хотели внедрить новые машины и оборудование, но сейчас задумались о целесообразности этого шага. Мы надеялись на другое отношение торговли к нашей продукции. Но даже если сок нашего предприятия попадает в магазин, чтоб его найти на полках, надо чаще всего искать глубоко внутри. Тема ценообразования также больная. Например, нам засветила перспектива выпускать березовый сок себе в убыток. Следует Беларуси задуматься и о производстве своих тетрапакетов, для этого требуются не очень большие деньги. Пока же только одно предприятие производит их в России и одно – в Украине. Естественно, они будут диктовать свои условия…

В настоящее время 50 отечественных организаций производят соки и соковую продукцию. Еще две изготавливают соки на давальческих условиях, используя мощности белорусских консервных заводов. Одиннадцать отечественных организаций  (с учетом давальческих – 13) выпускают соки в тетрапакетах – наиболее востребованной потребителями упаковке. Анализ специалистов Комитета госконтроля показал: отечественные производители соков в состоянии в полном объеме удовлетворить потребности внутреннего рынка Беларуси. Это подтверждается исследованиями отечественных изготовителей соков. Так, только десять наиболее крупных предприятий (в их числе ОАО «Савушкин продукт», ОДО «Фирма «АВС», Борисовский консервный завод, ИП «Старая крепость» и другие) готовы в год вырабатывать свыше 350 миллионов условных банок соковой продукции. Это около 140 тысяч тонн. А емкость внутреннего рынка соков составляет 100—120 тысяч тонн.

То есть отечественные предприятия могут не только полностью заполнить внутренний рынок, но и в состоянии экспортировать собственные соки. Между тем картина в действительности такая: более половины отечественного рынка, подчеркнул в своем докладе начальник Главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Беларуси Владимир Каленик, занимают импортные соки. И это при том, что белорусский сок, как правило, значительно дешевле. Владимир Леонидович сослался на сравнительный анализ, проведенный в одном из столичных универсамов. Оказалось, что яблочный сок в литровом тетрапакете Борисовского консервного завода (торговая марка «Асалода») стоит 2400 рублей, бобруйского ИП «Старая крепость» («Сочный фрукт») – 2700. А вот аналогичный импортный сок в этом магазине продавался по ценам, колеблющимся от 3800 до 7460 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Более того, отечественные и импортные соки идентичны по качественным характеристикам. В их производстве применяются одинаковые технологии изготовления, отечественная упаковка также приобретается за рубежом. Тем не менее, невзирая на преимущества своей продукции, розничная торговля не всегда желает заключать договоры с белорусскими производителями. В ходе проверок выявлены такие факты: розничная сеть магазинов «Рублевский» отказалась получать соки ОАО «Пружанский консервный завод», ряд объектов торговли, в том числе и столичных, «пробросили» бобруйскую «Старую крепость»…

Государственные контролеры выяснили, что поставщики импортной продукции без проблем оплачивают предприятиям торговли так называемые маркетинговые услуги. Например, за размещение товара в лучших местах торгового зала. Сумма таких услуг по заключенным договорам доходит до 10 процентов от оборота продукции. Получается, во всем виноваты меркантильные интересы.

В то же время надо прислушиваться и к мнению, претензиям руководителей и представителей предприятий розничной торговли. Так, они сетуют, что соковая продукция  половины действующих консервных заводов нашей страны почти полностью разливается в трехлитровую стеклянную банку – тару вчерашнего дня.

Не способствуют продвижению белорусских соков, посетовал председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать, слабая маркетинговая политика отечественных производителей, почти полное отсутствие рекламы. Зенон Кузьмич похвалил клецких производителей, которые свою продукцию сопровождают броской надписью на этикетке: «Традиции от князя Радзивилла. Сделано в Республике Беларусь». Других же примеров такого рода маловато.

— Тем не менее я  не сомневаюсь, — заявил Зенон Ломать, — что белорусские соки за счет высокого качества, должного ассортимента и надлежащей рекламы завоюют рынок.

После «глубокого отжима» сокового вопроса на коллегии КГК в «остатке» оказалась и недостаточная координирующая роль концерна «Белгоспищепром», который призван осуществлять единую экономическую и технологическую политику в организациях пищевой промышленности. Там же и пассивная позиция Министерства торговли: оно не принимает исчерпывающих мер по приоритетному продвижению на внутреннем рынке отечественной плодоовощной продукции.

Коллегия Комитета госконтроля не ограничилась только соковым вопросом, но и проанализировала ситуацию в целом по продвижению отечественных товаров на потребительский рынок Минска. Факты в связи с этим приводились неутешительные. Только за полгода в белорусскую столицу импортировано товаров на 5,5 миллиарда долларов. Из этой суммы 1,4 миллиарда приходится на потребительские товары. Тревожит, что  сложилась устойчивая динамика увеличения импорта товаров.

Под огонь критики в первую очередь попали гипер- и супермаркеты. Так, на долю гипермаркетов «Простор», «Корона», «Гиппо», магазинов торговых сетей «Соседи» и «Рублевский» приходится значительный удельный вес реализуемых в Минске продовольственных и непродовольственных товаров. Однако эти крупные магазины ориентированы на приобретение импортной продукции. Их руководители быстро забывают про обещания, которые давали представителям местной власти при выделении земельных участков, решении других вопросов. Коллегия КГК дала им срок для исправления искривлений такого рода, а в начале будущего года вернется к этому вопросу.

Вопиющие факты установлены при проверке предприятий общественного питания. Выяснилось, что некоторые отечественные кафе и рестораны практически игнорируют белорусские овощи, а для приготовления блюд используют исключительно импортную овощную продукцию.

Коллегия КГК рекомендовала Минскому гор­исполкому принять меры по предоставлению товарам отечественного производства приоритета на потребительском рынке столицы, а также усилить контроль за работой торговых организаций, соблюдением ими ассортиментных перечней товаров.

В тему

— Обсуждение на коллегии Комитета госконтроля ситуации, связанной с производством в Беларуси сока и соковой продукции, реализации ее да и других товаров на внутреннем рынке весьма злободневно, — отметил министр торговли Александр Иванков. — Это наглядный пример  того, как легко можно потерять рынок и как потом трудно его снова завоевывать. Мы постараемся приложить большие усилия в данном направлении. Все поставщики  будут продвигать свою продукцию через «Белбакалею». Есть и другие оптимальные схемы продвижения отечественных товаров. Мы будем планомерно и разумно их применять и, уверен, добьемся существенных подвижек в решении данной проблемы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter