Как помогают детям-инвалидам из далеких деревень в Белыничском районе

Ответы на простые вопросы

Даже из самой удаленной деревни Белыничского района детям с особенностями развития есть возможность приехать в этот центр.


Учитель-дефектолог Светлана ТАЛАНОВА помогает собирать мозаику Юре ШЕВЧУКУ 
из деревни Осовец.

ОСОБЕННЫЙ ребенок – для родителей диагноз, поставленный еще в роддоме, означает, что жизнь семьи уже никогда не будет прежней. Ранее мама зачастую оказывалась прикованной к чаду, которого нельзя оставить без опеки, или писала «отказ». В итоге разрушались семьи. Панацеи нет и сегодня, однако благодаря помощи психологов и педагогов-дефектологов в специально созданных в республике центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации произошел определенный перелом. Семья может жить полноценно, при этом ребенок-инвалид даже из отдаленной деревушки не остается запертым в четырех стенах. Как это работает, корреспондент «СГ» узнавала в Белыничском районе.

Далекие и близкие


Не так давно Белыничский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации вошел в тройку победителей областного конкурса. Эксперты оценили созданную в учреждении адаптивную образовательную среду для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Директор центра Татьяна Тетерюкова стала и «Человеком года» в районе. У нас завязывается доверительная беседа. Татьяна Николаевна признается, что первые дни работы в этой должности были для нее неимоверно тяжелыми: «Бывало, приходила в кабинет вечером – и плакала от жалости к малышам, от бессилия кардинально изменить ситуацию. Однако глаза боятся – руки делают. Коллеги во всем поддерживают — здесь работают 13 человек, и случайных среди них нет».

Здание, в котором поселился центр, ветшало. Требовался ремонт. Спасибо спонсорам, отделу образования райисполкома, благодаря которому в распоряжении детей-инвалидов появился собственный транспорт. Район немаленький, одно «кольцо» доставки – около 60 километров. Большая Мощаница, Светиловичи, Головчин, Вишов, Тихтин, Кудин… Даже из самой отдаленной деревни у воспитанников есть возможность приехать в город. Обычно ребята проводят в центре около 9 часов. Такой график позволяет мамам и папам зарабатывать, пока за их детьми присматривают.

Хотя присмотр – слово совсем неточное. Особенно четко я это понимаю, наблюдая за работой педагогов. Буквально каждый сантиметр центра использован с толком. Уже на улице оборудованы площадка для катания на велосипедах, инвалидных колясках и освоения ПДД, тропа тактильных ощущений, рядом – фигурки сказочных героев. Педагоги разыгрывают целые представления с их участием, обучая детей навыкам, которые пригодятся в жизни. Как тебя зовут? Где ты живешь? Даже такие простые вопросы иногда нелегко освоить ребенку с особенностями. 


Педагог Ирина САВЕНКОВА занимается с детьми лечебной гимнастикой.

Наука жить


Первое помещение, в которое захожу, предназначено для комплексной диагностики. Ее проводят психологи, медики и педагоги. В среднем ежегодно обследуют около 420 ребят. Кому-то рекомендуют посещать пункты коррекционно-педагогической помощи, другим – специальное образование. 

Уже 8 лет в районе не рождались крохи с тяжелыми множественными нарушениями развития, только у одного трехлетнего малыша – полная слепота, у его ровесника – тотальная глухота. Но в современных условиях это не приговор: неслышащему мальчику в конце марта за счет государства должны установить дорогостоящий имплант. 

Десять ребят с тяжелыми множественными нарушениями развития занимаются в центре постоянно, 80 процентов из них – из сельской местности. Обращаю внимание, что в помещениях для обучения и игр есть уголки уединения – специально, чтобы отдохнуть от общества, спрятаться. Потребность в этом у детей с особенностями велика. Как вспоминают педагоги, одна из девочек прежде на каждого нового взрослого реагировала едва ли не истерикой. Однако сейчас все изменилось – на меня, к примеру, воспитанники смотрели с интересом, но без страха. В спортзале с удовольствием демонстрировали, как занимаются в бассейне с мячиками, на мячах-фитболах и специальных тренажерах для развития ног и координации движений.

В центре оборудовано что-то вроде прокатного пункта с техникой, предназначенной для инвалидов, различными развивающими приспособлениями и игрушками. При необходимости родители могут взять их домой на время. Есть библиотека, кукольный домик для ролевых игр, комната с бытовыми предметами – холодильником, плитой, микроволновкой…

В первую очередь обучают детей бытовым навыкам. А при поддержке многопрофильного центра «Ветразь» все они занимаются в объединениях по интересам. Регулярно встречаются и со здоровыми сверстниками. Школьники-волонтеры приходят в учреждение и под руководством педагогов участвуют в занятиях. Это позволяет детям с ограниченными возможностями не чувствовать себя изолированными, а обычные подростки учатся доброте и толерантности.

Директор под окнами центра самолично соорудила из валунов клумбу-замок. Чем-то на сказочную усадьбу похож и сам коррекционный центр. Может быть, на первый взгляд, приезжающие сюда «принцы» и «принцессы» напоминают заколдованных злой волшебницей «щелкунчиков» в оковах непростых болезней. Некоторые оттаивают, как умница Кристиночка, бывшая «затворница», сейчас готовая обнять и расцеловать весь мир. Ее педагоги здесь не ждут невероятных интеллектуальных достижений – просто мягко протягивают руки помощи. Благодаря неравнодушию все возможно изменить к лучшему, насколько это в силах человека. 


КОМПЕТЕНТНО

Заместитель председателя Белыничского райисполкома по социальным вопросам и информированию Андрей ГАНЧУК:

— Дети – наше будущее, поэтому у них должно быть все самое лучшее для роста и развития. В 2011—2015 годах мы создали на базе учреждений образования 7 игровых площадок. На селе более 61 процента малышей от полутора до 6 лет посещают детсады, пять лет назад — 56 процентов.

В районе есть все возможности для физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Так, наш ФОК «Друть» предоставляет уже не 40, как в 2011 году, а 64 различные услуги. Зимой заливаем каток, в этом году рядом поставили горку для малышей. Есть и хоккейные, и роликовые коньки, самокаты, бильярдный зал и тир. Всего в 2015 году на укрепление материально-технической базы учреждений образования затрачено 173,9 миллиона рублей, в том числе и за счет внебюджетных средств. 

yasko@sb.by

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter